Можно ли жениться сводным сестре и брату?

Можно ли жениться на двоюродной сестре? Брак между двоюродными родственниками – последствия

Сердцу не прикажешь. Этим словам уже очень много лет, никто и не знает, кто первым их употребил, но они актуальны и по сегодняшний день. Вопрос родственного бракосочетания остро обсуждался как 200 лет назад, так и в современном мире. Всегда в любом споре есть две точки зрения. Данный вопрос не исключение. Противники ссылаются на генетические отклонения детей от такого брака и его неестественность, сторонники же считают, что браки между родственниками, в частности двоюродными братьями и сестрами, – вполне безобидное явление. Давайте попробуем разобраться, чья точка зрения ближе к истине.

История браков между двоюродными братьями и сестрами

В истории несчетное количество примеров, когда активно практиковались браки между родственниками. При этом мотивы таких поступков чаще были политические или финансовые нежели любовные. Императорские или королевские династии не желали видеть в своих рядах людей с другой кровью. Именно поэтому достаточно часто осуществлялись браки между братьями и сестрами, тетями и племянниками, ведь представителей королевских династий было не так уж и много и приходилось связывать узами брака родственников.

Истории также известны случаи браков между родственниками из-за семейных поверий, в которых считалось, что деньги не должны покидать пределов семьи. Но такие мотивы были только у небольшого количества народностей.

Были и иные причины таких необычных браков. Аристократические семьи очень сильно дорожили своим родом, своей фамилией, и приход новой крови означал практически крах идеального рода. Однако в те времена рождалось очень много детей с умственными и физическими отклонениями.

Родственные связи: взгляд со стороны генетики

Современные ученые, проводя различные опыты, определили, что именно родственные браки стали самой главной причиной угасания династии египетских фараонов. Также они постоянно твердят, что дети, родителями которых являются близкие родственники, больше подвержены различным физическим аномалиям. Яркий тому пример – это дети королевских династий, намного чаще остальных имевшие различные генетические заболевания.

В последнее время также появилась теория о пользе смешивания кровей. Чем больше у ребенка намешано кровей, тем у него будет крепче здоровье и значительно лучше умственные способности.

Современные исследования

Что же можно сказать по поводу современного мира и, к примеру, единичного случая родственного бракосочетания? Многие люди задаются вопросом, можно ли жениться на двоюродной сестре или выходить замуж за двоюродного брата, если в семье не было ранее такого рода браков. В таком случае ученые не видят ничего плохо со стороны науки, если он является единичным. Нижеприведенные расчеты подходят только для двоюродных родственников, для родных братьев и сестер статистика менее радужная.

Последние исследования ученых из США показали достаточно неожиданные цифры. Они сделали вывод, что дети, рожденные от двоюродных сестер и братьев, имеют процент генетической патологии на уровне 1,7%. Такая цифра лишь немного выше, чем у обычных пар. При этом риск рождения ребенка с врожденными уродствами намного выше у людей, страдающих алкоголизмом или тех, которым уже исполнилось 40 лет.

Мнение специалиста

Профессор Массачусетского университета Хеймиш Спенсер заявил, что на сегодняшний день ни одно генетическое исследование не дало утвердительного ответа, что браки между двоюродными родственниками представляют большой риск для будущего ребенка. Более того, провести действительно независимое и правильное исследование достаточно сложно.

Все дело в том, что родственные браки в цивилизованном мире – это скорее исключение из общепринятых правил. Более 80 % случаев рождения таких младенцев происходит в странах третьего мира. Там родственные браки встречаются достаточно часто. В этих неблагополучных странах процент детей с физическими отклонениями значительно выше, чем в других государствах. Поэтому дать однозначный ответ, от чего малыш не такой, как все (из-за экологии, неправильного питания, некачественной медицины или близкородственных связей), практически невозможно.

Возможно ли заключение брака с юридической точки зрения

В семейном праве Российской Федерации четко установлены случаи, в которых брак не может быть зарегистрирован по закону. Близкие родственники – это кто? В статье 14 Семейного кодекса дается развернутый ответ на этот вопрос. В ней говорится о том, что не могут стать мужем и женой близкие родственники. Таковыми являются братья и сестры (неполнородные и полнородные), родственники по нисходящей и восходящей линиям, а именно: дети и родители, бабушки, дедушки и внуки. Именно они не могут вступать в брак по законодательству страны. А вот кузены и кузины не являются близкими, поэтому официально брак двоюродных братьев и сестер разрешен.

Россия не является уникальной страной в этом плане, во всей Европе также есть возможность официально узаконить свои отношения в таком случае. Запрет на близкородственные браки есть только в некоторых азиатских странах и США, но не во всех штатах.

Возможность венчания в православной церкви

Многие пары также часто задаются вопросами, можно ли жениться на двоюродной сестре и проводить обряд венчания. С одной стороны, в Священном Писании указано, что запрещены браки только близких родственников, двоюродные и троюродные к ним не относятся. Однако сложилось так, что большое количество новорожденных пострадало из-за родственных браков. Поэтому обвенчаться в православной церкви практически невозможно. Это очень проблематичная ситуация, где сложно дать однозначный ответ, рекомендуется узнавать относительно венчания непосредственно у священников в конкретном храме.

В большинстве случаев в венчании влюбленным парам отказывают. Также отказывают неполнородным (общий отец или мать) братьям и сестрам, дядям и племянницам, тетям и их племянникам. Помимо кровного родства церковь не венчает тех, кто имеет и духовное родство. То есть крестные родители ребенка не могут быть обвенчаны. Однако и в этом вопросе существует расхождение мнений у священнослужителей. Поэтому вполне вероятно, что в определенной церкви согласятся провести этот обряд. Также под запрет венчания попадают родители и их приемные дети.

Последствия брака между двоюродными родственниками

Помимо религиозных осуждений и медицинских показаний, влюбленные сталкиваются с негативным отношением к такому браку со стороны других родственников. В странах бывшего СССР такие связи совершенно не практиковались, поэтому среднестатистическому человеку это чуждо. Очень часто пара получает большую порцию критики от близких им людей, порой семейная драма может доходить до критической ситуации.

Современная медицина способна на многие чудеса, и данном случае она также может помочь будущей семье. Существует специальное генетическое обследование, которое может определить риски возможных отклонений ребенка, рожденного в близкородственном браке. Такие исследования могут с большой точностью определить, можно ли жениться на двоюродной сестре с медицинской точки зрения.

В процессе обследования потенциальных родителей врачи досконально исследуют заболевания предыдущих поколений. Также генетики определяют, насколько сильное родство между мужем и женой. После проведения достаточно сложных диагностических процедур врачи определяют, насколько велик процент появления детей с серьезными генетическими аномалиями.

Подведение итогов

Итак, подводя итог относительно вопроса, можно ли жениться на двоюродной сестре, можно сказать следующее. Заключить брак между собой не могут только близкие родственники. Кто это по закону, мы уже выяснили. Двоюродные сестры и братья не являются близкими родственниками. Следовательно, они могут связывать свои отношения официально. С медицинской точки зрения риск рождения детей в таком браке с физическими и умственными отклонениями немного выше, чем у обычных пар, но этот процент не критичен.

Согласно Священному Писанию брак с двоюродной сестрой в России не запрещен, однако исторически так сложилось, что церковь очень неохотно венчает такие пары.

Сопоставляя все факты, можно сказать, что брак между двоюродными братьями и сестрами – дело весьма личное. Однако каких-либо серьезных причин, мешающих этому, нет. Больше всего проблем предвидится именно из-за местного менталитета, так как подавляющее большинство граждан России и других стран СНГ крайне негативно относятся к регистрации такого рода браков.

Недозволительные браки

Сказано в Священном Коране:

«Не женитесь на тех, на ком были женаты ваши отцы[1], кроме того, что уже произошло [то есть если подобные браки были заключены до данного запрета, то они по обоюдному согласию могут быть сохранены, но с момента коранического запрета и до Конца Света подобные браки недопустимы]. Это [женитьба на жене покойного отца или после развода его с ней] является развратом, скверным путем и вызывает гнев [Божий].

Запрещается вам брать в жены матерей ваших [бабушек, прабабушек], дочерей ваших [внучек, правнучек], сестер ваших [кровных или родных лишь по отцу или матери], теток по отцу и по матери, дочерей братьев и дочерей сестер ваших [то есть племянниц], тех, кто кормил вас своим молоком, а также сестер молочных[2] и матерей ваших жен.

[Запрещается брать в жены] приемных дочерей, оставленных на ваше попечение, от жен, с которыми вступили вы уже в супружескую связь, а если не вступили [и развелись] — нет греха на вас [взять их в жены].

[Запрещается брать в жены] супруг родных сыновей [то есть невесток, супруг родных внуков] и вместе — двух родных сестер [а также девушку с ее тетей или племянницей], кроме того, что уже произошло ранее. Воистину, Аллах (Бог, Господь) является Всепрощающим [может простить вам ошибки, совершенные ранее] и Всемилостивым.

[И запрещается вам брать в жены] замужних женщин, кроме пленниц [попавших к победителям после пленения (в случае, когда муж ее погиб или остался на территории вражеского, ведущего захватническую войну государства). Пленение было обычным явлением для того времени во всем мире. Захват заложников, присвоение чужого имущества или порабощение людей вне войны считалось разбоем, каралось это жестокой публичной смертной казнью или пожизненной ссылкой[3]][4]. [Все ранее оговоренные запреты] — предписание для вас от Аллаха (Бога, Господа) [не нарушайте же их]. Все остальное [браки между мужчиной и женщиной, не подпадающие под вышеупомянутые запретные категории, заключать] разрешено для вас, когда вы имеете [серьезное] намерение жениться и передаете соответствующие [ценные] свадебные подарки, а не планируете [временно] прелюбодействовать. Женившись, свадебный подарок (махр) вы должны передать в обязательном порядке. После этого (обязательного свадебного подарка) нет греха, если вы договоритесь друг с другом, о чем пожелаете [в плане увеличения или уменьшения стоимости его. Главное — серьезность ваших намерений стать мужем и женой на всю оставшуюся жизнь и обоюдность согласия на брак, искренность чувств, правдивость слов]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) — Всезнающ и бесконечно Мудр. [Одна из граней Его мудрости — в очерчивании для людей границ запретного, которые им же самим на пользу, во благо.]» (Св. Коран, 4:22–24).

Ответы на вопросы о недозволенных браках

Мой отец женился второй раз. Сейчас я живу с ним и его женой. Считается ли их дочь мне сестрой? Данияр.

Да, она является вашей сестрой по отцу, на которой вы не имеете права жениться.

Моя мама кормила молоком моего двоюродного брата полтора месяца, является ли он мне махрамом[5]? Диляра.

Да, однозначно, является. Он ваш молочный брат, а молочное родство приравнивается к кровному.

Я женат. У жены есть сестренка, она повзрослела и стала меня очень привлекать. Могу ли я на ней жениться?

Это категорически запрещено кораническим текстом! «[Запрещается брать в жены] супруг родных сыновей и вместе — двух родных сестер» (см. Св. Коран, 4:23).

Вам нужно быть от нее как можно дальше. Какие-либо чувства к ней выбросьте из головы!

Я вознамерился жениться на двоюродной сестренке и знаю, что по Исламу это правильно, но некоторые считают, что это не так. Мне вообще хотелось бы подробней узнать об этом, и с точки зрения медицины, если можно.

Настоятельно советую отказаться от этой идеи. В Исламе такого рода браки не запрещены, но и не приветствуются. С точки зрения Сунны, чем дальше родственные связи, тем оно лучше. С медицинской точки зрения это также не рекомендуется, так как есть большая вероятность рождения детей с наследственными патологиями и физическими уродствами.

Допустимо ли по Исламу жениться на дочери своей тети по материнской линии? Мансур, 22 года.

Если тетя вам родная, то получается, что та, о ком вы говорите, приходится вам двоюродной сестрой. На двоюродных родственниках по Исламу жениться нежелательно. С медицинской же точки зрения это крайне не приветствуется, так как чревато появлением в потомстве различного рода физических и психических отклонений.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Здесь говорится не о матери данного человека, а, например, о молодой другой жене его отца, которая после смерти отца (то есть своего мужа) осталась вдовой.

[2] Молочное родство приравнивается к кровному.

[3] См.: Св. Коран, 5:33.

[4] Упомянутое в аяте касается только оборонительных войн в защиту отечества и веры, а не захватнических. Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 3. С. 8.

[5] Махрам — это тот мужчина, за которого данная женщина никогда не сможет выйти замуж по причине родства (например, ее сын, отец, родной брат и т. д.). См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 411.

В каком случае нельзя жениться на сводной сестре?

Нет сомнения в том, что сводные брат и сестра не приходятся друг другу кровными родственниками и могут вступить в брак. Сводные сёстры не упоминаются в Коране среди тех женщин, на которых нельзя жениться, а после этого Всевышний сказал: «Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, соблюдая целомудрие и не распутничая» (сура 4 «Женщины», аят 24) .

Сводных братьев и сестёр нельзя путать с единоутробными, имеющими общую мать, и единокровными, имеющими общего отца. Сводными называют детей родителей, состоящих в браке, но не имеющих общих родителей. Они связаны друг с другом только семейными отношениями между их родителями, каждый из которых вступил в брак, имея детей от предыдущего брака. А это значит, что при определённом стечении обстоятельств между ними может установиться молочное родство. Например, если мачеха кормила грудным молоком своего пасынка до того, как ему исполнилось два года (и в данном случае установление молочного родства между сводными детьми не вызывает сомнений), или если после повторного замужества она продолжала кормить своего ребёнка грудным молоком.

Последний вопрос, однако, нуждается в дополнительном разъяснении, так как молоко матери может относиться и к первому мужу, и ко второму мужу, и к ним обоим. Если молоко относится к первому мужу (до беременности от второго мужа), то сводные дети не становятся молочными братьями и сёстрами, а значит, они могут вступить в брак. Напротив, если молоко относится ко второму мужу (после рождения ребёнка от него), то сводные дети становятся молочными братьями и сёстрами и никогда не могут пожениться друг на друге. По этому поводу между законоведами нет никаких разногласий.

А вот если принадлежность молока неизвестна, то на этот счёт есть три мнения.

Первое — молоко относится к первому мужу до тех пор, пока женщина не родит ребёнка от второго мужа. Этого мнения придерживались имамы Абу Ханифа и аш-Шафи‘и. Аль-Касани пишет: «Если мужчина развёлся с женой, у которой есть молоко из-за рождённого от него ребенка, и она по завершении ‘идды вышла замуж за другого мужчину и кормила молоком его ребенка, то следует иметь в виду следующее: если она кормила его до того, как забеременела от второго мужа, то её кормление относится к первому мужу (по всеобщему мнению улемов), так как молоко у неё появилось от первого мужа и его положение не отменяется по причине расторжения брака, как не отменяется по причине его смерти. Кроме того, если бы она выцедила молоко, а потом умерла, то это не отменило бы положение кормления от её молока. Так же и в данном случае. Если же она кормила его после того, как забеременела от второго мужа до того, как родила, то, по мнению Абу Ханифы, кормление относится к первому мужу до тех пор, пока она не родит. Абу Ханифа основывался на том, что появление молока от первого мужа основано на полностью достоверном факте, так как достоверно известно, что обычно причиной появления молока являются роды. Таким образом, положение молока от первого мужа доподлинно установлено, и его невозможно аннулировать до тех пор, пока не появится другая подлинная причина, коей являются другие роды, а не беременность, ибо у беременной женщины иногда молоко появляется по причине беременности, а иногда оно не появляется до тех пор, пока она не родит. А то, что основано на достоверном знании, нельзя отменить на основании сомнения». [Аль-Касани, Абу Бакр ибн Мас‘уд. Бадаи‘ ас-санаи‘ фи тартиб аш-шараи‘. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-‘ильмийя, 1406/1986. Т. 5. С. 96-97.]

Ан-Навави пишет: «Согласно последнему мнению аш-Шафии, молоко относится к первому мужу. Этого мнения придерживался и Абу Ханифа, так как доподлинно известно, что молоко относится к первому мужу. Что же касается увеличения количества молока, то это может быть как по причине беременности от второго мужа, так и из-за увеличения питания самой женщины. Поэтому не следует относить молоко ко второму мужу на основании сомнения». [Ан-Навави, Яхья ибн Шараф. Аль-Маджму‘ шарх аль-мухаззаб / Под ред. Мухаммада Наджиба аль-Мути‘и. Джидда: Мактаба аль-иршад, б/д. Т. 20. С. 110.]

Второе мнение — молоко относится к обоим мужьям, если кормящая женщина вышла замуж за другого мужчину и имела с ним близость. Таково мнение маликитов. Ан-Нафрави пишет: «Тому, кто вознамерился вступить в брак, разрешается жениться на дочери мачехи от другого мужа, если она не кормилась молоком своей матери после того, как последняя вышла замуж за его отца. В противном случае жениться на ней запрещено, так как она стала его молочной сестрой. Жениться на ней запрещено как сыновьям мужчины, давшего развод [её матери], так и сыновьям того, на чьем попечении она находится». [Ан-Нафрави, Ахмад ибн Гунайм. Аль-Фаваких ад-Давани. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-‘ильмийя, 1997. Т. 2. С. 32.]

Третье мнение — молоко относится к обоим мужьям, если у женщины прибавилось молоко после того, как она забеременела от второго мужа. Таково мнение ханбалитов. Аль-Бахути пишет: «Если женщина, имеющая ребёнка от предыдущего мужа, выйдет замуж и забеременеет, но у неё не прибавится молока, или если она не забеременеет, то молоко относится к первому мужу, поскольку половина молока относилась к нему, и основа в том, что оно таким и остаётся. Если же молоко увеличится после начала или в период беременности, то молоко относится к обоим мужьям». [Аль-Бахути, Мансур ибн Юнус. Кашшаф аль-кина‘ ‘ан матн аль-икна‘. Бейрут: ‘Алам аль-кутуб, 2003. Т. 8. С. 2810.]

Почти такого же мнения придерживался ученик Абу Ханифы — имам Мухаммад аш-Шайбани, считавший, что если женщина забеременела от второго мужа, то молоко относится к обоим мужьям. Аль-Касани пишет: «Мухаммад основывался на том, что первое молоко осталось, а беременность стала причиной его увеличения. Таким образом, два молока собираются в одной груди, вследствие чего и устанавливает запрет [на брак между сводными детьми]». [Аль-Касани, Абу Бакр ибн Мас‘уд. Бадаи‘ ас-санаи‘ фи тартиб аш-шараи‘. Т. 5. С. 97.]

Подводя итог сказанному, мы приходим к выводу, что если женщина закончила кормление ребёнка до повторного вступления в брак, то сводные дети не являются молочными братьями и сёстрами по всеобщему согласию законоведов. Если она продолжала кормить своего ребёнка после вступления в повторный брак, то наиболее близким к истине является мнение о том, что сводные дети не являются молочными братьями и сёстрами и могут вступать в брак между собой, если у женщины не прибавилось молоко по причине новой беременности. Если же она забеременела от второго мужа и у неё прибавилось молоко, то ребёнок, которого она продолжает кормить, становится молочным братом или сестрой для детей его отчима, а значит, они не могут пожениться. А Аллах знает лучше.

{SOURCE}

Ссылка на основную публикацию