Закон о полиции статья 13 п.2
13 статья закона «О полиции»
Федеральный закон «О полиции» вступил в силу 7 февраля 2011 года. В нем описаны принципы работы полиции, ее права и обязанности, и в каких случаях правоохранительным органам разрешено применять крайние меры чтобы обезопасить граждан РФ.
Содержание
Статья 13 ФЗ-3 «О полиции» регламентирует права, предоставленные полицейским для исполнения своих должностных обязанностей.
Статья 13 пункт 1
Права полиции согласно статье 13:
- требовать от физических и юридических лиц прекращения действий, нарушающих работу государственных и муниципальных органов;
- осуществлять проверку личных документов при подозрении в совершении преступлений или на пребывании в розыске;
- вызывать в отделение полиции подозреваемых в уголовном деле и проходящих по делам административных нарушений;
- запрашивать от государственных органов данные о подозреваемых в совершении преступлений;
- посещать расследуемый объект недвижимости при предъявлении удостоверения личности;
- патрулировать населенные пункты и улицы страны, выставлять стационарные посты для сохранения общественного порядка;
- требовать от людей покинуть место преступления, если они мешают проводить оперативно-розыскные работы;
- заполнять протокол в случае административных правонарушений, сбор доказательств и применение мер в отношении нарушителей;
- проводить поисковые операции;
- наблюдать за социальной реабилитацией недавно освободившихся граждан;
- осуществлять принудительное сопровождение граждан в помещения временного размещения для правонарушителей;
- сопровождать граждан, находящихся под алкогольным опьянением или наркотической зависимостью;
- согласно законодательству РФ осуществлять личный досмотр граждан;
- требовать от предприятия продукцию для проведения независимой экспертизы;
- при наличии веских оснований останавливать транспортное средство для проверки;
- организовывать мероприятия по объяснению правил дорожного движения;
- проверять оружейные склады и магазины при подозрении в совершении преступления;
- проверять достоверность предоставленного пакета документов для получении лицензии;
- обеспечивать безопасность граждан, предотвращать антитеррористические действия;
- в случаях необходимости участвовать в налоговых проверках;
- беспрепятственно использовать возможности СМИ и телекоммуникаций;
- проводить проверки физических и юридических лиц, занимающихся продажей наркотических средств.
Статья 13 пункт 2
Согласно закону, останавливать транспортные средства и организовывать мероприятия по разъяснению гражданам ППД вправе только специально уполномоченные сотрудники полиции.
Статья 13 пункт 3
Федеральный орган исполнительной власти определяет порядок исполнения полицейскими своих прав. Это возможно в случае, если порядок не регулируется президентом РФ.
Статья 13 пункт 4
Физические и юридические лица обязаны выполнить предписание, протокол или другой документ, выданный полицией, не позднее чем через 1 месяц с момента его получения.
Личный досмотр граждан
Сотрудники правоохранительных органов вправе проводить личный досмотр граждан, а также их личных вещей при наличии информации о перевозимом оружии, наркотиков и других законодательно-запрещенных вещей. Полицейские вправе участвовать в досмотре пассажиров и их багажа на железнодорожном вокзале, аэропорту и других транспортных путях. Сотрудники правоохранительных органов вправе изъять у пассажира предметы, запрещенные для перевозки в ручной клади.
Проверка документов
Согласно статье 13 полицейские вправе потребовать от физического и юридического лица предоставления необходимых для расследования документов. Все запрашиваемые акты предоставляются в оригинале с приложенными к ним копиями.
В случае необходимости сотрудники полиции вправе запросить у государственных органов нужные им документы для расследования уголовного дела или административного нарушения.
Скачать
Федеральный закон №3 «О полиции» включает в себя 11 глав и 56 статей. Основной из них является статья 13, которая описывает права служащих в полиции. Статьей установлен порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам.
Чтобы подробнее ознакомиться с 13 статьей ФЗ-3 скачайте ее тут.
Если вас заинтересовала 13 статья, то вы можете подробнее ознакомиться с полным текстом Федерального закона, скачав его по ссылке. А вот текст закона о гражданстве 182 ждет вас в статье:
Комментарии к статье 13 Закона о полиции
Комментарии к пунктам 13 статьи ФЗ-3 о полиции разъясняют гражданам главные права, предоставленные полицейским.
Согласно закону документ, удостоверяющий личность гражданина — паспорт РФ. В случае его отсутствия, человек может предоставить вид на жительство или свидетельство о временной регистрации.
Чтобы подробнее ознакомиться с комментариями к статье 13 ФЗ-3 скачайте их по ссылке.
Статья 13 Федерального закона «О полиции» (извлечение)
Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:
1. требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
2. проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если:
· имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления
· имеются данные полагать, что они находятся в розыске,
· имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении,
а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;
6. патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка;
7. требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;
8. составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
13. доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом;
14. доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации;
16. осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения;
18. осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места;
25. требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах; осуществлять досмотр и (или) осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов; использовать для обнаружения и изъятия незаконно вносимого (выносимого), ввозимого (вывозимого) имущества и для фиксирования противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде;
36. беспрепятственно пользоваться в служебных целях средствами связи, принадлежащими государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в случаях, не терпящих отлагательства, – средствами связи, принадлежащими негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам;
37. использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а в исключительных случаях – транспортные средства, принадлежащие гражданам, для:
· преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении,
· доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи,
· отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств,
· проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия,
отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба.
Запрещается использование транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Федеральный закон о полиции: статья 13 с последними изменениями, права сотрудников, личный досмотр и доставление граждан, экспертиза
Осуществлять и замещать свою должность полицейские могут только на основании специального загона – закона о полиции. Разумеется, что все указать и предусмотреть в нем невозможно, поэтому используются в качестве регулятора отдельные локальные правовые акты.
Разберемся подробнее с отдельными статьями этого федерального закона.
Статья номер 13 ФЗ о полиции: основные сведения
Федеральный закон о полиции был принят в 2011 году. Это достаточно новый закон и принят он был в связи с необходимостью полной переработки системы министерства внутренних дел. Ранее существовавшая милиция была переименована в полицию, в связи с этим и появилась необходимость разработки новой законодательной базы.
Ст. 13 последней редакции с изменениями и дополнениями содержит в себе такие важнейшие сведения, как права сотрудников органов внутренних дел, именуемых полицейскими.
В статье содержится огромный комплекс прав, куда входит 39 пунктов. Эти права предусмотрены, прежде всего, в целях обеспечения исполнения обязанностей, что так же прямо указано в ст. 13 данного ФЗ. Более конкретизирован порядок реализации указанных прав в нормативных правовых документах субъектов Российской Федерации.
Права сотрудников полиции
Статья 13 предоставляет сотрудникам МВД следующий комплекс правомочий:
- Право требования и пресечения незаконных действий.
- Право на проверку документов, удостоверяющих личность гражданина, независимо от его пола, расы, национальности и гражданства.
- Право посещать здания, сооружения и объекты при необходимости.
- Право на составление процессуальных документов, предусмотренных УПК РФ (например, протоколов).
- Задерживать граждан и доставлять их в уполномоченное место и др.
Это далеко не весь комплекс прав полицейских. Их великое множество. Более детально изучить и рассмотреть права полицейских можно изучив вышеуказанный ФЗ, иные нормативные правовые акты, в том числе и локальные.
Как правило, в зависимости от деятельности полицейского, прописан и определенный комплекс прав.
Так, например, для патрульного применяются права на проверку документов, пресечения неправомерных действий и доставление гражданина в отделение полиции. Для сотрудника ГИБДД предусмотрен другой комплекс прав и др.
Закон о полиции: проверка документов
Одним из самых распространенных прав является право на проверку документов, удостоверяющих личность. Необходимо более детально разобраться с порядком и правилами осуществления данного действия и с существенными особенностями процедуры.
Не всегда должностное лицо органов внутренних дел имеет право на такую проверку. В соответствии с 13-й статьей закона, оно возникает в следующих случаях:
- Когда гражданин выполняет незаконные действия.
- Когда имеются основания подозревать его в чем либо.
- В иных случаях, установленных федеральным законодательством.
Нельзя просто так попросить показать документы. Сотрудник должен при этом представиться, назвать свое имя, отчество и фамилию, а также должность. При необходимости и по просьбе гражданина, сотрудник также обязан показать свои документы.
Не всегда у человека есть при себе документ, удостоверяющий личность. В этой ситуации может быть применен любой другой способ идентификации, куда относится предъявление военного билета, водительского удостоверения и др.
Еще одной правовой коллизией является то, а необходимо ли при проверке документов у гражданина показывать ориентировку, если таковая имеется? Многие правоведы полагают, что делать это необходимо, так как по сути, это прямое обоснование законности проверки документов, удостоверяющих личность.
Другие же полагают, что этого делать не нужно, так как если документы проверяются у действительного преступника, указного в ориентировке, то предъявление ему такого акта его может попросту спугнуть. В связи с наличием этих двух позиций дать действительный ответ на то, нужно ли предъявлять ориентировку, пока что юридически не зафиксирован.
Досмотр вещей и багажа
Досмотр может производиться как лично сотрудником полиции, так и с помощью специальных приборов и средств, например, металлоискателей, рамок и др.
Правом на досмотр обладают исключительно сотрудники полиции. Правовые основания для этого прописаны во внутренних локальных актах министерства внутренних дел. Сюда могут относиться, например, подозрительное поведение гражданина, сообщение о готовящемся преступлении и др. Такая проверка проводится в аэропортах, на автовокзалах и железнодорожных вокзалах. Необходимо это для общей безопасности и предотвращения террористических актов.
Действия сотрудника в данном случае те же, что и при запросе и проверке документов, удостоверяющих личность. Сотрудник также обязан представиться, обозначить свою должность, а при необходимости предъявить и удостоверение.
Доставление граждан, основания для задержания
Как указано в статье №13 ФЗ, доставление граждан в отделение полиции должно происходить в порядке и по правилам, предусмотренным российским законодательством. Как и при личном досмотре, сотрудник обязан изначально представиться. Также обязательно должны быть разъяснены основания задержания и права гражданина.
При задержании обязательно нужно подготовить приказ (протокол), форма которого устанавливается законом. Задержание должно происходит на основе принципов:
Не допускается без необходимости применять к гражданину насилие, наручники, электрошокеры и дубинки. Любое насильственное действие должно быть правдиво обоснованно.
Доставляется задержанный в специальном транспорте с логотипами органов внутренних дел и только сотрудниками полиции, находящимися при исполнении.
Правовая экспертиза в соответствии с ФЗ о полиции
Прежде чем проводить правовую экспертизу, нужно определиться со структурой закона о полиции с последними правовыми поправками.
Закон состоит из следующих структурных элементов:
Правовая экспертиза позволяет установить действенность и обоснованность действующего нормативного правового акта. Стоит отметить, что данный закон практически ничем не отличается от ранее действующего нормативного правового акта, регулирующего деятельность милиции. Разумеется, что были изменены названия должностных лиц и иные не существенные аспекты. Иная информация, которая находится в данном законе, абсолютно схожа с ранее существовавшей.
Последние изменения в данный федеральный закон были внесены в марте. Основные изменения коснулись порядка проведения оперативных розыскных мероприятий. Так, теперь сотрудникам предоставляется право на использование подложных документов и применение зашифрованных материалов в целях выявления преступника и пресечения незаконных действий, им совершаемых.
Что говорит закон о полиции о предоставлении информации
Деятельность сотрудников органов внутренних дел полностью открытой быть не может. Связано это с определенным рядом причин, например, с существующей тайной следствия. Предоставление государственной и общественной информации должно соответствовать нормам законодательства.
Так, гражданин имеет право знакомиться с деятельностью министерства внутренних дел путем изучения информации, размещенной на сайте, в новостных лентах и открытых документов.
Предоставление доступа к закрытым сведениям не допускается в соответствие с законом. За это может быть предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Скачать статью 13 ФЗ о полиции с правками, изменениями и комментариями
Как отмечалось выше, новый проект закона о полиции в последней редакции предусмотрел некоторые поправки именно в 13 статью. Эти изменения коснулись порядка проведения оперативно розыскных мероприятий.
Таким образом, ФЗ о полиции является действенным регулятором довольно специфического круга правоотношений. Он практически не изменялся с момента его принятия. Последние изменения и дополнения были рассмотрены выше.
{SOURCE}