Имеет ли право охотинспектор досмотреть мою машину?

Имеет ли право охотинспектор досмотреть мою машину?

читаем статью 7 стать 41 Федерального закона об охоте.
7. Производственные охотничьи инспектора вправе:

1) проверять по предъявлении удостоверения производственного охотничьего инспектора выполнение требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе соблюдение правил охоты и параметров осуществления охоты, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также наличие охотничьего билета, путевки, разрешения на добычу охотничьих ресурсов и разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного и (или) пневматического оружия;

2) производить по предъявлении удостоверения производственного охотничьего инспектора при наличии достаточных данных о нарушениях требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов лицом, находящимся в границах охотничьего угодья, ОСМОТР вещей, находящихся при указанном лице (в том числе орудий охоты, продукции охоты), остановку и ОСМОТР транспортных средств без нарушения целостности и вскрытия осматриваемых вещей, транспортных средств и их частей;

3) в ходе осмотра вещей и транспортных средств, указанных в пункте 2 настоящей части, использовать средства фото- и видеофиксации;

4) в случае выявления нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, а также в случае причинения вреда охотничьим ресурсам и среде их обитания юридическими лицами и гражданами при осуществлении ими охоты в границах охотничьего угодья составлять акты о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее – акт);

5) сообщать о готовящемся или совершенном правонарушении или преступлении, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в соответствующие органы государственного надзора или органы внутренних дел и направлять в указанные органы необходимые материалы.

Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ
О животном мире
(Объединенный текст)

Статья 31. Права должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания

Должностные лица специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания имеют право:

проверять у юридических лиц и граждан документы, разрешающие осуществлять пользование животным миром, находиться на особо охраняемой природной территории (акватории), а также разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия;

привлекать к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добычи объектов животного мира, добытых объектов животного мира и полученной из них продукции, в том числе во время ее транспортировки, в местах складирования и переработки;

изымать у нарушителей незаконно добытые объекты животного мира и полученную из них продукцию, оружие и другие орудия добычи объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы с оформлением изъятия в установленном порядке;

хранить и носить специальные средства и служебное оружие, а также разрешенное в качестве указанного оружия гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие;

применять физическую силу, специальные средства, служебное оружие, а также разрешенное в качестве указанного оружия гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие.

Специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания имеют право в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ “Об оружии” приобретать и использовать служебное оружие, а также в качестве служебного гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие. Приобретение, хранение и применение указанного оружия регулируются законодательством Российской Федерации об оружии.

ДОСМОТР

В октябре я вместе с семьей поехал за грибами, мне позвонили и сказали, что пошли боровики. Тихая охота оказалась очень результативной. Когда мы вернулись к машине, погрузили в багажник наши трофеи, вдруг из леса вышли какие-то люди в грязной камуфляжной одежде, заявили, что они егеря и в грубой форме потребовали открыть машину для досмотра. Спорить с ними было бесполезно. Досмотр машины не выявил никаких нарушений. Егеря ушли, а осадок на душе остался.

Может быть, в рубрике «Юридическая консультация» вы ответите, имеют ли егеря право проводить досмотр и как себя вести в подобных случаях?

Николай Орефьев, Москва

Уважаемый г-н Орефьев!

Досмотр является мерой административного обеспечения и, поскольку он ограничивает права граждан (ч. 3 ст.55 Конституции России), то он может проводиться только при наличии условий, указанных в ст. 27 Кодекса об административных правонарушениях. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, обследование транспортного средства, т.е. обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости В ЦЕЛЯХ ОБНАРУЖЕНИЯ ОРУДИЙ СОВЕРШЕНИЯ ЛИБО ПРЕДМЕТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, обследование транспортного средства осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых. В качестве понятого, в соответствии со ст. 25.7 КоАП, может быть привлечено любое, не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.

В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей и обследование транспортного средства могут быть осуществлены без понятых.

Досмотр должен проводиться с обязательным составлением протокола (ст. 27.7 КоАП). В протоколе делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении досмотра, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, обследовании транспортного средства подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо ВЛАДЕЛЬЦЕМ ВЕЩЕЙ, ПОДВЕРГНУТЫХ ДОСМОТРУ, понятыми. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, обследовании транспортного средства, вручается владельцу вещей, подвергнутому досмотру, ПО ЕГО ПРОСЬБЕ.

Как правило, протокол не составляется. Следует отметить, что составление протокола является ОБЯЗАННОСТЬЮ уполномоченных лиц, которая установлена законом и которую они должны исполнять без каких-либо просьб или ходатайств. Несоставление протокола является прямым НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНА уполномоченными лицами и является основанием для обжалования таких действий. При отсутствии мотивировки в протоколе также имеются все основания для обжалования действий по досмотру. Досмотр по принципу «лезь в багажник, что-нибудь найдешь» допускается законом только в случае введения чрезвычайного или военного положения.

Что касается должностных лиц, уполномоченных осуществлять досмотр, то их перечень содержится в ст. 27.2 КоАП, в их числе должностные лица органов внутренних дел, должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, а также должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды, лесного законодательства, законодательства о животном мире, правил охоты и рыболовства и прочие должностные лица. Сотрудники частных охранных предприятий к должностным лицам, уполномоченным осуществлять досмотр, не относятся. Что касается правового статуса егерей, то независимо от формы собственности охотхозяйства, в котором они работают, он не позволяет им осуществлять действия, отнесенные к исключительной компетенции уполномоченных государством должностных лиц, в том числе личный досмотр и обследование транспортного средства. Вполне возможно, Вы обратили внимание на публикации в «РОГ», в которых говорится о совместных рейдах егерей с сотрудниками правоохранительных органов или сотрудников охотнадзора, которые относятся к категории уполномоченных государство должностных лиц и лишь они, а не егеря осуществляют указанные действия во время проведения рейдов.

Как это ни печально, но строгость российских законов очень часто компенсируется необязательностью их соблюдения и даже прямым нарушением самими ДОЛЖНОСТНЫМИ лицами. Что касается возможных вариантов поведения, могу только рекомендовать Вам в случае повторения подобных ситуаций в будущем (увы, от подобного никто не застрахован) узнать фамилии должностных лиц, проводивших досмотр, чтобы в случае ущемления Ваших прав или превышения уполномоченными лицами должностных полномочий в дальнейшем обжаловать их действия в суде.

В случае если досмотр был проведен людьми, не относящимися к уполномоченным должностным лицам, то Вы также имеете право обратиться в суд. Ст. 330 УК РФ квалифицирует подобные действия как самоуправство, то есть «самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред». Самоуправство наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев (ч.1 ст.330 УК РФ). То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, – наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет (ч.2 ст.330 УК РФ).

Власти предоставили егерям право останавливать машины охотников, осматривать их и требовать документы

В среду Совет федерации одобрил поправки к закону «Об охоте», который наделяет егерей новыми полномочиями по борьбе с браконьерами. Документ вступит в силу после подписания президентом. Законопроект был подготовлен в Министерстве природы по поручению президента Путина и направлен на борьбу с незаконной охотой.

«Уровень браконьерства в настоящее время сравним с показателями законной добычи охотничьих животных и даже превышает их. Оценочная стоимость ущерба от незаконной добычи охотничьих ресурсов составляет более 18 млрд рублей ежегодно», — сообщили «Газете.Ru» в департаменте госполитики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира Минприроды.

Последние десять лет работники охотничьих хозяйств были практически лишены прав бороться с нарушителями. Если егеря останавливали подозреваемых в браконьерстве, те отказывались открывать багажники машин, требуя присутствия сотрудника госохотнадзора или полицейского. С вступлением в действие принятых поправок егеря смогут проверять разрешительные документы у охотников. Кроме того, они смогут останавливать и осматривать транспортные средства и вещи, находящиеся при охотнике.

Авторы законопроекта подчеркивают, что это не принудительный досмотр, а лишь осмотр — без нарушения целостности вещей и машины. Предусматривается также возможность использования фото- и видеофиксации. «Следует учесть, что гражданам сначала необходимо обратиться к охотпользователю для получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов и путевки. Поэтому у охотника не должно возникать вопросов при просьбе предъявить документы тому, у кого он их получал», — говорят в Минприроды.

В законопроекте прописано наказание для тех, кто не подчинился требованиям егерей. Для этого вносятся изменения в Кодекс об административных правонарушениях.

«Вводится отдельный состав административного нарушения, так как это умышленное нарушение правил охоты. Ведь отказ предъявить документы, которые согласно правилам должны быть при себе у охотника, может означать попытку скрыть гораздо более существенное нарушение, за которое предусмотрены более значительные санкции, вплоть до уголовной ответственности», — поясняют в министерстве.

Новые штрафы

Если охотник отказался предъявить охотничий билет, разрешение на добычу охотничьих ресурсов, путевку или разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, его лишат права охотиться на срок от года до двух лет, а если это должностное лицо, ему придется заплатить штраф от 25 тысяч до 40 тысяч рублей с возможной конфискаций орудий охоты.

Самостоятельно составлять протокол об административном нарушении егеря не смогут. Но им передается право оформлять акты, на основании которых охотоинспектор потом составит протокол.

«Мы возвращаемся к тому, что исчезло после принятия нового Кодекса об административных правонарушениях в 2002 году, — рассказал «Газете.Ru» председатель правления Московского общества охотников и рыболовов Вячеслав Кирьякулов. — Это однозначно хорошо, абсолютно правильный шаг, но насколько законопроект эффективен, насколько четко сделан, покажет время».

Кирьякулов добавил, что поправки достаточно объемны и детализированы. По его мнению, было бы проще вернуться к прежней редакции КоАПа, действовавшей до 2002 года. Как считает Кирьякулов, весь законопроект можно было бы изложить одной простой формулировкой: «Егеря, независимо от юридическо-правовой формы охотпользователя, на территории, закрепленной долгосрочной лицензией или охотхозяйственным соглашением, могут совершать все действия, включая составление протокола». «Вот идет человек с ружьем, у него рюкзак красный. Почему бы егерю не поинтересоваться, что у него там — заяц, лисица или клюква», — пояснил руководитель общества охотников.

Принятие этого законопроекта положит начало реформированию всей охотничьей отрасли России, говорит министр природных ресурсов Сергей Донской.

«Это знаковое событие для всех граждан и организаций, имеющих отношение к охоте. Правовое регулирование в области охоты становится более четким и соответствует стратегическим задачам природоохранной политики нашей страны», — пояснил глава Минприроды. Он выразил уверенность, что законопроект сократит случаи браконьерства и будет способствовать росту численности животных.

Со вступлением закона в силу работы у егерей прибавится. «Раньше государство требовало от охотпользователя охранять ресурсы, но не давало полномочий. И когда с охотпользователей спрашивались результаты, то они оправдывались этим. А сейчас им придется действительно работать, пресекать нарушения правил охоты. Отсутствие составленных актов будет с большой вероятностью указывать, что они не ведут такую работу», — пояснил «Газете.Ru» Сергей Арамилев, координатор программы по сохранению биоразнообразия Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы (WWF).

По его словам, нарушителей можно разделить на несколько групп. Первая — это те, кто охотится для пропитания на косулей, кабанов и пятнистых оленей, — в основном жители селений, безработные. Вторые — те, кто зарабатывает деньги на браконьерстве, охотится на копытных и продает мясо. Такие охотники добывают краснокнижных животных, убивают медведей, продавая их желчь и лапы, охотятся на кабаргу — оленей с клыками. Есть еще одна категория браконьеров — люди, обладающие полномочиями и деньгами, считающие, что можно нарушить законы для своего развлечения.

Между тем егеря, получившие полномочия, могут оказаться под ударом: они станут потенциальным объектом нападения браконьеров, которые почувствуют угрозу, говорит эксперт.

«Если полицейские и охотоинспектор являются должностными лицами и нападение на них карается статьей 318 УК (применение насилия в отношении представителя власти), то егеря таковыми не являются, а значит, они не защищены настолько же от нападения. Хочется надеяться, что этот законопроект станет первым шагом по организации правильного надзора в лесу», — говорит Арамилев. В Минприроды говорят, что пока не планируется перевод егерей в разряд должностных лиц.

{SOURCE}

Читать еще:  Нужна ли медкнижка продавцу одежды?вправе ли работодатель требовать ее?
Ссылка на основную публикацию
NIK_SMR