Если на моем земельном участке нашли нефть она мне не принадлежит по закону на недра? - юридическая консультация

Если на моем земельном участке нашли нефть она мне не принадлежит по закону на недра?

Земля ее недра

Кому принадлежат недра под землей, т. е у мея в собственности есть земельный участок. Под землей обнаружены залежи красной глины. Кому они принадлежат и где это прописанно?

Отношения в сфере пользования недр регулируются Гражданским кодексом РФ (часть 1, глава 17) и Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 “О недрах”:

Статья 261 ГК РФ (Земельный участок как объект права собственности):

2. Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

3. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и ПОД поверхностью этого участка, ЕСЛИ иное не предусмотрено законами о НЕДРАХ, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Закон о недрах гласит:

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

Статья 1.2 (Собственность на недра):

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Статья 19 (Добыча общераспространенных полезных ископаемых собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков):

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину ДО ПЯТИ МЕТРОВ, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 34 (Вознаграждения за выявление месторождения полезного ископаемого):

Лица, выявившие признаки месторождения полезного ископаемого, редкого геологического обнажения, минералогического, палеонтологического или иного образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, имеют право зарегистрировать указанный участок недр в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном органе.

При подтверждении Федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом ценности указанных участков недр лицам, их зарегистрировавшим, выплачивается поощрительное денежное вознаграждение.

Лица, открывшие и (или) разведавшие имеющее промышленную ценность, неизвестное ранее месторождение, а также выявившие дополнительные запасы полезных ископаемых или новое минеральное сырье в ранее известном месторождении, существенно увеличивающие его промышленную ценность, имеют право на государственное денежное вознаграждение.

Порядок выплаты и размеры поощрительного и государственного денежных вознаграждений устанавливаются Правительством Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Земельный участок и недра под ним

Соискатель кафедры гражданского

права юридического факультета ЮФУ

Южный Федеральный Университет, Россия

Земельный участок и находящиеся под ним недра представляют собою различные объекты гражданских правоотношений, что предопределено различием земельного законодательства [1] и законодательства о недрах [2], несовпадением правовых и функциональных характеристик. Так, недра принадлежат исключительно Российской Федерации, какие-либо права в отношении недр у других лиц могут быть обусловлены лишь правами из соответствующих договоров (но не вещных прав), а недра в таких случаях рассматриваются не как часть земли, а в качестве «геометризованного блока», оформленного как горный отвод (ст. 7 Закона о недрах). Земельные же участки могут принадлежать различным субъектам, а в силу ст.11.1 Земельного кодекса РФ непременно рассматриваются как часть земельной поверхности (т.е. в качестве лишь площади, территории) и т.д.

Читать еще:  Входит ли срочная служба на крайнем севере в северный стаж?

Между тем, использование участка недр обычно невозможно без того или иного воздействия на поверхность соответствующего участка, что требует предоставления недропользователю определенных возможностей и в отношении земельного участка, находящегося над недрами (для размещения оборудования, производства работ, складирования и пр.). На практике это вопрос решается отдельно, путем оформления прав и на требуемый земельный участок. Однако никаких общих правил, увязывающих вопрос о предоставлении права использовать недра с правами на земельный участок до сих пор нет.

Отсутствует решение этого вопроса «в пакете» (то есть одновременно с предоставлением права недропользования) и в действующем Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ) [3]. Несколько проще эта проблема решается при заключении соглашений о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» [4], поскольку предварительно все подобные вопросы обсуждаются и регулируются и на региональном уровне. Но сами такие соглашения – уникальны и не могут служить примером.

Любопытно, в Республике Казахстан предусмотрена обязанность местных органов власти выделять земельный участок всякому недропользователю в целях, предусмотренным соответствующим контрактом. [5]

Разумеется, существует несколько ситуаций, когда для использования природных ресурсов нет потребности получать отдельные права на земельный участок (например, собственник участка является одновременно пользователем). Так, в соответствии с п.1 ст. 40 ЗК РФ собственник вправе обрабатывать землю, использовать для собственных нужд имеющиеся на участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, обводненные карьеры, возводить здания и строения, проводить в установленном порядке оросительные, осушительные и другие мелиоративные мероприятия. А в соответствии со ст. 19 Закона о недрах собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право в границах своих участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общеполезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, а также строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, устройство бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт. Правительство РФ по каждому субъекту РФ, с учетом распространенности таких полезных ископаемых, утверждает их списки (обычно это песок, глины, кварциты, торф, мел и т.п.).

Наконец, в силу ст. 221 ГК РФ в собственность гражданина или иного лица переходят общедоступные для сбора части недр, например, свободные для сбора отдельные камни при выходе горной массы на поверхность.

Однако все это случаи, лежащие за пределами обычного недропользования промышленного характера.

Разумеется, идеальным (и простым) способом выхода из ситуации было бы установление правила о том, что всякое лицо, обладающее земельным участком, одновременно обладает и правом собственности на недра, и наоборот. В ряде стран сходные правила установлены, но существует масса ограничений и исключений [6].

Некоторые изменения относительно обсуждаемого вопроса намечены в Концепции развития гражданского законодательства и Проекте ГК РФ [7].

Так, в ст. 301.9. Проекта ГК РФ предусмотрен «горный сервитут», но в действительности это не сервитут в отношении недр, а сервитут в отношении земельного участка, «расположенного над площадями залегания полезных ископаемых, или иного служащего земельного участка, необходимого для использования господствующего участка недр, для пользования участком недр, являющимся господствующей вещью, в целях добычи полезных ископаемых». Горный сервитут позволяет создавать и размещать в границах служащего земельного участка оборудование и сооружения в целях осуществления добычи полезных ископаемых шахтным методом и (или) методом бурения. Но горный сервитут не предоставляет право вести добычу полезных ископаемых открытым (карьерным) способом и размещать в границах служащего земельного участка отходы производства (отвалы горных пород, шламохранилища и т.п.).

Надо заметить, что такое понимание горного сервитута несколько отличается от сложившегося ранее в доктрине [8]. До настоящего времени законодательство о недрах не содержит самого понятия «горный сервитут» или аналогичного ему, а правила о земельных сервитутах (ст. 274 ГК РФ) не могут быть использованы в силу специфики недр и технологии их добычи.

В Проекте нового Закона о недрах, предложенного группой ученых, под горным сервитутом понимает ограниченное целевое право недропользователя требовать от соседнего недропользователя предоставить ему использование данного участка недр, если без этого он не может использовать собственный участок недр в соответствии с разрешением или договором [9]. Заметно, что часть конструкции «горного сервитута» (зависимость участков) авторами взята из понятия земельного сервитута (ст. 274 ГК РФ) и это ограничивает ее использование только случаями, когда перед нами два участка недр. Согласиться с высказанными соображениями трудно лишь потому, что право собственности государства мешает устанавливать сервитут при единстве этого права на все участки недр. Но и Проект ГК РФ, предусматривающий установление ограниченного права лишь на земельный участок, не дает ответа на вопрос о том, как решать вопросы взаимодействия между лицами, разрабатывающими сопряженные участки недр.

Читать еще:  Про дороги и днп и ижс

Полагаем, для целей недропользования часто достаточно обычного сервитута (ст. 301 по Проекту ГК РФ), в том числе сервитута перемещения или строительного.

Исходя из конкретных задач недопользователя и условий добычи недр, для решения обозначенной проблемы могут быть использованы и другие вещно-правовые институты, например, право постоянного землевладения (ст. 299 по Проекту ГК РФ). Однако узуфрукт, в силу специфики его субъектного состава, предусмотренной ст. 302 Проекта ГК РФ, использован быть не может.

Представляет интерес и ст. 296.8 Проекта ГК РФ, посвященная праву собственности на участки недр. Если первый пункт этой статьи фактически лишь повторяет сложившееся понимание участка недр как «геометризованного блока недр», то несколько неожиданно решается вопрос о связи прав на земельный участок и недра под ним в следующем пункте. Предусмотрено, «собственник земельного участка имеет на участок недр, расположенный под этим земельным участком, права, определяемые в соответствии с настоящим Кодексом и законом о недрах, в том числе право на добычу общераспространенных полезных ископаемых и пресных подземных вод в целях их использования для собственных нужд. Мы полагаем, что это право все же не есть право собственности на недра, а в целом данную норму следует понимать ограниченно, не иначе, как с позиций указанных ранее п.1 ст. 40 ЗК РФ и ст. 19 Закона о недрах.

Не менее важно и положение п. 3 ст. 296.8 Проекта ГК РФ о том, что правила ГК РФ о праве собственности на земельные участки соответственно применяются к отношениям собственности, объектом которых являются участки недр, если иное не предусмотрено законом и не вытекает из существа отношений. Таким образом, впервые сформулирована норма о прямой связи земельных участков и участков недр – хотя бы в части использования правил о собственности. Это открывает новые возможности для развития правоприменительной практики.

1. Прежде всего это Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ// СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147. Далее – ЗК РФ.

2. В его основе Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2391-I «О недрах»//Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. №16. Ст. 834, далее – Закон о недрах. Есть и другие, см., например: ФЗ от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»// СЗ РФ. 1996. № 1. Ст.18.

3. См.: Засорин А. Приобретение земельных участков дл целей недропользования//Корпоративный юрист. 2010. № 6. С. 34-41. Некоторые предложения также высказаны в письме Минэконоразвития от 17 апреля 2009 г.

4. ФЗ от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»// СЗ РФ. 1996. № 1. Ст.18. Далее – ФЗ о соглашениях о разделе продукции.

5. Cм.: Басин Ю.Г. Основания возникновения прав землепользования и недропользования// Басин Ю.Г. Избранные труды. Алматы: АЮ-ВШП «Эдилет», НИИ частного права АН РК, 2003. С. 224-236. См. также: Вещные права в Республике Казахстан/Отв. ред. М.К. Сулейменов. Алматы: Жети Жаргы, 1999. С. 255 и далее (автор – М.К. Сулейменов).

6. См. об этом: Сулейменов М.К. Право и собственность в Республике Казахстан// Сулейменов М.. Избранные труды по гражданскому праву. М.: Статут, 2006. С. 256-257; в США и Канаде используется также система резервирования прав на недра за федеральным Правительством даже после перехода земельного участка в частную собственность, см.: Данилова Н.В. О юридической природе права государства на недра// Ученые записки Тюменского государственного университета: Сб. научн. трудов. Вып. 4. Тюмень, 2002. С. 24-31;

7. См. Концепция развития гражданского законодательства//Вестник гражданского права. 2009. №11; о Проекте изменений и дополнений в части первую, вторую, третью и четвертую ГК РФ см., например: http://arbitr.ru, электронный ресурс, дата обращения – 30.02.2012.

8. См., например: Калинин И. Природоресурсные сервитуты// Российская юстиция. 2002. № 3. С. 23-25.

9. См.: Новикова Е.В. Волков Г.А. Каким быть новому закону о недрах?// Законодательство и экономика. 2003. № 11. С. 4-23.

Читать еще:  Можно ли назвать юридическим лицом...

Новое в блогах

КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ НЕДРА РОССИИ

Раньше основной закон (конституция) о недрах воде и лесах трактовался ясно и четко было сказано, что это все принадлежит народу гражданам России или СССР

КОНСТИТУЦИЯ (Основной Закон) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.

Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

Статья 11. Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности. В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.

А вот так выглядит это с 1993 года когда была принята конституция России
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Статья 2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Статья 3 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 9 1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Из чего можно с натяжкой сказать что недра и природные ресурсы принадлежат гражданам и что подтверждается уже еще дополнительными законами, причем название недра мало кому из обывателей чего скажут и вносить изменения в закон о недрах можно быстро и легко нежели менять конституцию

Закон РФ “О недрах” от 21.02.1992 N 2395-1

Статья 1.1. Правовое регулирование отношений недропользования Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.

Статья 1.2. Собственность на недра

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Федеральный закон “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” (20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ)

Глава 2. Права на водные биоресурсы

Статья 10. Право собственности на водные биоресурсы
Водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. 2. Водные биоресурсы, обитающие в обособленных водных объектах, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности.

Ощутили разницу, что было и что стало с нашей конституцией и с нами гражданами России за последние 20 лет когда 85 процентов населения скатываются в нищету а 5 процентов а точнее 110 человек продолжают жиреть и грабить страну оставляя нас безправными и безголосыми оставшиеся 10 при этих пяти но у них много шансов попасть в большинство.

Важно, если будут вносить поправки в конституцию то это все заметят а если поправки в закон о недрах то увидят только заинтересованные а значит завтра мы легко можем лишится и того что сейчас есть по закону.

{SOURCE}

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]