Имеет ли право егерь, рыб-инспектор в лесу досматривать машины?

Имеет ли право егерь, рыб-инспектор в лесу досматривать машины?

читаем статью 7 стать 41 Федерального закона об охоте.
7. Производственные охотничьи инспектора вправе:

1) проверять по предъявлении удостоверения производственного охотничьего инспектора выполнение требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе соблюдение правил охоты и параметров осуществления охоты, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также наличие охотничьего билета, путевки, разрешения на добычу охотничьих ресурсов и разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного и (или) пневматического оружия;

2) производить по предъявлении удостоверения производственного охотничьего инспектора при наличии достаточных данных о нарушениях требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов лицом, находящимся в границах охотничьего угодья, ОСМОТР вещей, находящихся при указанном лице (в том числе орудий охоты, продукции охоты), остановку и ОСМОТР транспортных средств без нарушения целостности и вскрытия осматриваемых вещей, транспортных средств и их частей;

3) в ходе осмотра вещей и транспортных средств, указанных в пункте 2 настоящей части, использовать средства фото- и видеофиксации;

4) в случае выявления нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, а также в случае причинения вреда охотничьим ресурсам и среде их обитания юридическими лицами и гражданами при осуществлении ими охоты в границах охотничьего угодья составлять акты о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее – акт);

5) сообщать о готовящемся или совершенном правонарушении или преступлении, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в соответствующие органы государственного надзора или органы внутренних дел и направлять в указанные органы необходимые материалы.

Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ
О животном мире
(Объединенный текст)

Статья 31. Права должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания

Должностные лица специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания имеют право:

проверять у юридических лиц и граждан документы, разрешающие осуществлять пользование животным миром, находиться на особо охраняемой природной территории (акватории), а также разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия;

привлекать к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добычи объектов животного мира, добытых объектов животного мира и полученной из них продукции, в том числе во время ее транспортировки, в местах складирования и переработки;

изымать у нарушителей незаконно добытые объекты животного мира и полученную из них продукцию, оружие и другие орудия добычи объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы с оформлением изъятия в установленном порядке;

хранить и носить специальные средства и служебное оружие, а также разрешенное в качестве указанного оружия гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие;

применять физическую силу, специальные средства, служебное оружие, а также разрешенное в качестве указанного оружия гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие.

Специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания имеют право в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ “Об оружии” приобретать и использовать служебное оружие, а также в качестве служебного гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие. Приобретение, хранение и применение указанного оружия регулируются законодательством Российской Федерации об оружии.

ДОСМОТР

В октябре я вместе с семьей поехал за грибами, мне позвонили и сказали, что пошли боровики. Тихая охота оказалась очень результативной. Когда мы вернулись к машине, погрузили в багажник наши трофеи, вдруг из леса вышли какие-то люди в грязной камуфляжной одежде, заявили, что они егеря и в грубой форме потребовали открыть машину для досмотра. Спорить с ними было бесполезно. Досмотр машины не выявил никаких нарушений. Егеря ушли, а осадок на душе остался.

Может быть, в рубрике «Юридическая консультация» вы ответите, имеют ли егеря право проводить досмотр и как себя вести в подобных случаях?

Николай Орефьев, Москва

Уважаемый г-н Орефьев!

Досмотр является мерой административного обеспечения и, поскольку он ограничивает права граждан (ч. 3 ст.55 Конституции России), то он может проводиться только при наличии условий, указанных в ст. 27 Кодекса об административных правонарушениях. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, обследование транспортного средства, т.е. обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости В ЦЕЛЯХ ОБНАРУЖЕНИЯ ОРУДИЙ СОВЕРШЕНИЯ ЛИБО ПРЕДМЕТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, обследование транспортного средства осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых. В качестве понятого, в соответствии со ст. 25.7 КоАП, может быть привлечено любое, не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.

В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей и обследование транспортного средства могут быть осуществлены без понятых.

Досмотр должен проводиться с обязательным составлением протокола (ст. 27.7 КоАП). В протоколе делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении досмотра, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, обследовании транспортного средства подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо ВЛАДЕЛЬЦЕМ ВЕЩЕЙ, ПОДВЕРГНУТЫХ ДОСМОТРУ, понятыми. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, обследовании транспортного средства, вручается владельцу вещей, подвергнутому досмотру, ПО ЕГО ПРОСЬБЕ.

Как правило, протокол не составляется. Следует отметить, что составление протокола является ОБЯЗАННОСТЬЮ уполномоченных лиц, которая установлена законом и которую они должны исполнять без каких-либо просьб или ходатайств. Несоставление протокола является прямым НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНА уполномоченными лицами и является основанием для обжалования таких действий. При отсутствии мотивировки в протоколе также имеются все основания для обжалования действий по досмотру. Досмотр по принципу «лезь в багажник, что-нибудь найдешь» допускается законом только в случае введения чрезвычайного или военного положения.

Что касается должностных лиц, уполномоченных осуществлять досмотр, то их перечень содержится в ст. 27.2 КоАП, в их числе должностные лица органов внутренних дел, должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, а также должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды, лесного законодательства, законодательства о животном мире, правил охоты и рыболовства и прочие должностные лица. Сотрудники частных охранных предприятий к должностным лицам, уполномоченным осуществлять досмотр, не относятся. Что касается правового статуса егерей, то независимо от формы собственности охотхозяйства, в котором они работают, он не позволяет им осуществлять действия, отнесенные к исключительной компетенции уполномоченных государством должностных лиц, в том числе личный досмотр и обследование транспортного средства. Вполне возможно, Вы обратили внимание на публикации в «РОГ», в которых говорится о совместных рейдах егерей с сотрудниками правоохранительных органов или сотрудников охотнадзора, которые относятся к категории уполномоченных государство должностных лиц и лишь они, а не егеря осуществляют указанные действия во время проведения рейдов.

Как это ни печально, но строгость российских законов очень часто компенсируется необязательностью их соблюдения и даже прямым нарушением самими ДОЛЖНОСТНЫМИ лицами. Что касается возможных вариантов поведения, могу только рекомендовать Вам в случае повторения подобных ситуаций в будущем (увы, от подобного никто не застрахован) узнать фамилии должностных лиц, проводивших досмотр, чтобы в случае ущемления Ваших прав или превышения уполномоченными лицами должностных полномочий в дальнейшем обжаловать их действия в суде.

В случае если досмотр был проведен людьми, не относящимися к уполномоченным должностным лицам, то Вы также имеете право обратиться в суд. Ст. 330 УК РФ квалифицирует подобные действия как самоуправство, то есть «самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред». Самоуправство наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев (ч.1 ст.330 УК РФ). То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, – наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет (ч.2 ст.330 УК РФ).

ДОСМОТР

В октябре я вместе с семьей поехал за грибами, мне позвонили и сказали, что пошли боровики. Тихая охота оказалась очень результативной. Когда мы вернулись к машине, погрузили в багажник наши трофеи, вдруг из леса вышли какие-то люди в грязной камуфляжной одежде, заявили, что они егеря и в грубой форме потребовали открыть машину для досмотра. Спорить с ними было бесполезно. Досмотр машины не выявил никаких нарушений. Егеря ушли, а осадок на душе остался.

Может быть, в рубрике «Юридическая консультация» вы ответите, имеют ли егеря право проводить досмотр и как себя вести в подобных случаях?

Николай Орефьев, Москва

Уважаемый г-н Орефьев!

Досмотр является мерой административного обеспечения и, поскольку он ограничивает права граждан (ч. 3 ст.55 Конституции России), то он может проводиться только при наличии условий, указанных в ст. 27 Кодекса об административных правонарушениях. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, обследование транспортного средства, т.е. обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости В ЦЕЛЯХ ОБНАРУЖЕНИЯ ОРУДИЙ СОВЕРШЕНИЯ ЛИБО ПРЕДМЕТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, обследование транспортного средства осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых. В качестве понятого, в соответствии со ст. 25.7 КоАП, может быть привлечено любое, не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.

В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей и обследование транспортного средства могут быть осуществлены без понятых.

Досмотр должен проводиться с обязательным составлением протокола (ст. 27.7 КоАП). В протоколе делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении досмотра, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, обследовании транспортного средства подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо ВЛАДЕЛЬЦЕМ ВЕЩЕЙ, ПОДВЕРГНУТЫХ ДОСМОТРУ, понятыми. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, обследовании транспортного средства, вручается владельцу вещей, подвергнутому досмотру, ПО ЕГО ПРОСЬБЕ.

Как правило, протокол не составляется. Следует отметить, что составление протокола является ОБЯЗАННОСТЬЮ уполномоченных лиц, которая установлена законом и которую они должны исполнять без каких-либо просьб или ходатайств. Несоставление протокола является прямым НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНА уполномоченными лицами и является основанием для обжалования таких действий. При отсутствии мотивировки в протоколе также имеются все основания для обжалования действий по досмотру. Досмотр по принципу «лезь в багажник, что-нибудь найдешь» допускается законом только в случае введения чрезвычайного или военного положения.

Что касается должностных лиц, уполномоченных осуществлять досмотр, то их перечень содержится в ст. 27.2 КоАП, в их числе должностные лица органов внутренних дел, должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, а также должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды, лесного законодательства, законодательства о животном мире, правил охоты и рыболовства и прочие должностные лица. Сотрудники частных охранных предприятий к должностным лицам, уполномоченным осуществлять досмотр, не относятся. Что касается правового статуса егерей, то независимо от формы собственности охотхозяйства, в котором они работают, он не позволяет им осуществлять действия, отнесенные к исключительной компетенции уполномоченных государством должностных лиц, в том числе личный досмотр и обследование транспортного средства. Вполне возможно, Вы обратили внимание на публикации в «РОГ», в которых говорится о совместных рейдах егерей с сотрудниками правоохранительных органов или сотрудников охотнадзора, которые относятся к категории уполномоченных государство должностных лиц и лишь они, а не егеря осуществляют указанные действия во время проведения рейдов.

Как это ни печально, но строгость российских законов очень часто компенсируется необязательностью их соблюдения и даже прямым нарушением самими ДОЛЖНОСТНЫМИ лицами. Что касается возможных вариантов поведения, могу только рекомендовать Вам в случае повторения подобных ситуаций в будущем (увы, от подобного никто не застрахован) узнать фамилии должностных лиц, проводивших досмотр, чтобы в случае ущемления Ваших прав или превышения уполномоченными лицами должностных полномочий в дальнейшем обжаловать их действия в суде.

В случае если досмотр был проведен людьми, не относящимися к уполномоченным должностным лицам, то Вы также имеете право обратиться в суд. Ст. 330 УК РФ квалифицирует подобные действия как самоуправство, то есть «самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред». Самоуправство наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев (ч.1 ст.330 УК РФ). То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, – наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет (ч.2 ст.330 УК РФ).

{SOURCE}

Читать еще:  Расположение проезжей части дороги в частном секторе
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
NIK_SMR