Полевой стаж. расчет для пенсии.

Расчёт льготного стажа для досрочной пенсии

Работникам, которые имеют стаж работы на вредных и тяжелых условиях производства, а также в районах Крайнего Севера, назначается досрочная пенсия. Как суммируется льготный стаж, если человек в течение жизни менял профессию, место работы и жительства?

Вопросов при определении права на льготную пенсию возникает немало, особенно когда специальный стаж “смешанный” или же не выработан полностью ни по одному основанию.

Требования по специальному стажу

Правительством закреплен список производств и профессий, которые дают право на льготы. Но они во многом устарели, законодательство постоянно изменяется и не все предприятия подают сведения в ПФР о своих работниках.

Основные проблемы возникают, когда человек не может подтвердить имеющийся специальный стаж документами, и в случае, когда трудно определить: есть право на пенсию или нет.

Условия назначения пенсий при работе во вредных и тяжелых условиях не меняются с 1956 года, когда они впервые были установлены.

По Списку №1:

  • до десяти лет снижения возраста;
  • наличие специального стажа от 7,5 лет (для женщин) до 10 лет (для мужчин);
  • количество страхового (ранее общего трудового) стажа не меньше 15 лет (женщины) и 20 лет (мужчины).

По списку №2:

  • до пяти лет снижения пенсионного возраста;
  • наличие льготного стажа от 10 лет (для женщин) до 12,5 лет (для мужчин);
  • количество страхового (ранее общего трудового) стажа не меньше 20 лет (женщины) и 25 лет (мужчины).

По «Северу»:

  • до пяти лет снижения пенсионного возраста;
  • наличие льготного стажа 15 календарных лет в районах КС или 20 лет в МПКС;
  • количество страхового (ранее общего трудового) стажа не меньше 20 лет (женщины) и 25 лет (мужчины).

Если человек проработал в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, то ему страховая пенсия назначается с уменьшением срока выхода на пенсию на 4 месяца за каждый год, проработанный на Крайнем Севере.

Кроме названных, законом установлены так называемые “малые списки”, которые предусматривают досрочную пенсию для представителей отдельных профессий: геологов, железнодорожников, водителей пассажирского транспорта на регулярных городских маршрутах — всего их около полутора десятков. Требования для них разные, но все они снижают пенсионный возраст на 5 лет. Таким образом, женщины выходят на пенсию в 50 лет, мужчины в 55 лет.

По Спискам №1 и №2 допускается пропорциональное снижение возраста, если отработано не меньше половины требующегося стажа. В первом случае, 1 год за год работы, во втором случае — 1 год снижения за 2,6 года работы для мужчин, и за 2 года для женщин. Для “Севера” также предусматривается 4 месяца снижения за каждый отработанный год.

Для выхода на пенсию по “малым спискам” — нужно иметь полный требуемый стаж.

По каким правилам учитывается льготный стаж?

Достаточно часто встречаются ситуации, когда у человека не имеется полного требуемого стажа для досрочной пенсии, но в то же время он работал в особых условиях по нескольким основаниям. Например, он жил и трудился 6 лет на Севере, а после выезда — еще 10 лет водил БелАЗ на угольном карьере.

“Северные” права он не приобрел, так как для этого требуется 15 лет; водители грузового транспорта на вывозке руды также уходят на пенсию досрочно, лишь отработав полные 15 лет.

В подобных случаях допускается суммирование льготного стажа, но по особым правилам. Соблюдается принцип: к работе, дающей право на выход по менее льготным условиям, может быть прибавлен период работы с такими же условиями или дающий большие преимущества.

Так, например, по Списку №2 — снижение составляет 5 лет, а по Списку №1 — 10 лет. Для получения права на льготу по 2-му списку в специальный стаж включаются периоды по 1-му списку; обратный вариант — не допускается.

Какие же виды льготного стажа могут быть объединены для приобретения права?

К работе по Списку №1, а это “подземные”, вредные (химическое производство) и горячие (металлургия) условия труда, приравнивается только деятельность по ликвидации последствий чернобыльской аварии.

К работе по Списку №2 (тяжелые условия труда) — прибавляется работа по 1-му списку. Кроме того, в него могут быть включены периоды работы на ж/транспорте, водителем грузовика на вывозе руды из карьеров, сезонные работы на лесосплаве, плавсоставе, в геологоразведочных экспедициях, на рыбном промысле.

Перечисленные виды будут учтены только, если при суммировании набирается полный требуемый стаж — 12,6 лет.

К “северному” стажу— приплюсовываются Списки №1 и №2 и практически все “малые” списки” дающие снижение по возрасту на 5 лет. Здесь нужно обратить внимание на то, что “Север” не только дает возможность выйти на пенсию досрочно, но и влияет на ее размер. При наличии справки о зарплате с повышенным коэффициентом (хотя бы за один месяц) — размер будет выше. Кроме того, “северная” льгота рассчитывается пропорционально отработанному стажу, если отработано 7,5 и более лет.

Возвращаясь к примеру с водителем БелАЗа, можно сделать вывод о том, что к имеющемуся “Северному” периоду может быть прибавлена работа водителем (“малые списки”) и в результате приобретается право на снижение возраста на пять лет.

Какая пенсия выгоднее при “смешанном” стаже?

Нередко бывает, что у человека имеется разный льготный стаж, в том числе его достаточно для того, чтобы уйти на досрочную пенсию по нескольким основаниям. Например, мужчина выработал 10 лет в подземных условиях и имеет право на пенсию по Списку №1 в 50 лет. Но также в трудовой книжке отмечено 5 лет на Севере. По исполнении 55 лет, он вправе обратиться с заявлением о переводе его на пенсию по “северному” основанию. Эта работа суммируется. Тогда расчет будет сделан с применением “северного” коэффициента.

Читать еще:  Годен к нестроевой службе, ст. 1б. что значит эта статья?

Возможность использовать заработок в повышенном размере была введена в закон с 1 января 2002 года. Поэтому, если он обращается за назначением уже в “обычной” местности, но на указанную дату проживал на Севере — льгота применяется независимо от его возраста. Другими словами, сначала он использует льготу по возрасту, а затем — возможность увеличить размер пенсии.

Важно! Если у вас имеется различный льготный стаж и разные основания для выхода на досрочную пенсию, необходимо получить консультацию у специалистов Пенсионного фонда. Законом допускаются разные варианты определения как льготы по возрасту, так и размера пенсии. Они зависят от периода работы, времени и местности, где она протекала. Условие непрерывности для этого не требуется.

Кто может уйти на пенсию до наступления пенсионного возраста? Что такое списки профессий, а также как подтвердить свой особый трудовой стаж?

В расчёте трудового стажа учитывается не только рабочее время, но и другие периоды жизни. Читайте подробности.

Читайте далее: Что такое медико-социальная экспертиза, каким будет размер трудовой пенсии по инвалидности и какова процедура ее оформления?

Рост потребительских цен и пересчет пенсий. Каких пенсий коснулась индексация 2019, а также что ожидает пенсионеров в будущем – подробнее читайте тут!

Полевой стаж. расчет для пенсии.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Определение Верховного Суда РФ от 9 декабря 2005 г. N 16-В05-29 “При подсчете стажа для назначения пенсии на льготных основаниях продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности в районах Крайнего Севера исчисляется в календарном порядке” (извлечение)

Определение Верховного Суда РФ от 9 декабря 2005 г. N 16-В05-29
“При подсчете стажа для назначения пенсии на льготных основаниях продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности в районах Крайнего Севера исчисляется в календарном порядке”
(извлечение)

Л. обратился в суд с иском к государственному учреждению управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ УПФ РФ) по Кировскому району г. Волгограда об оспаривании действий по установлению страхового стажа.

Решением Кировского районного суда г. Волгограда от 26 августа 2004 г. заявление оставлено без удовлетворения.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда 21 октября 2004 г. решение суда оставила без изменения.

В надзорной жалобе Л. просил отменить указанные постановления.

Определением судьи Верховного Суда РФ от 28 октября 2005 г. дело истребовано в Верховный Суд РФ.

Судья Верховного Суда РФ, рассмотрев 9 декабря 2005 г. истребованное по надзорной жалобе дело, в передаче его для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции отказал, указав следующее.

В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела не допущено.

Согласно п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 г. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях – заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу названного Федерального закона .

Как установлено в п. 1 ст. 12 указанного Федерального закона, исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.

В п. 2 ст. 31 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” предусмотрено, что со дня вступления в силу данного Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации” и Федеральный закон “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”, а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону.

В ст. 28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” определено, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере, независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).

Читать еще:  Где можно снять отпечатки пальцев с предмета и сколько будет стоить?

Согласно п. 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию ст. 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке ( п. 4 ).

Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме п. 4 ст. 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 г. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.

Суд, руководствуясь приведенными нормами, а также принимая во внимание изложенную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке, независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитываемых в общий трудовой стаж, было предусмотрено льготное исчисление, в связи с чем признал действия ГУ УПФ РФ по Кировскому району г. Волгограда по назначению и исчислению пенсии Л. правомерными.

Довод в надзорной жалобе Л. о том, что согласно ст. 28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” периоды его “работы в районах Крайнего-Севера следует исчислять в полуторном размере, а не в календарном, основан на неправильном толковании норм материального права.

Оценку пенсионных прав гражданина (по его желанию) можно произвести исходя из размера пенсии, исчисленного по условиям и нормам Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации”, что вытекает из пп. 6 и 9 ст. 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, предусматривающих возможность осуществления оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации” ( п. 6 ), а также применения при оценке пенсионных прав застрахованных лиц порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу вышеуказанного Федерального закона ( п. 9 ).

Однако при этом следует учитывать, что если в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма пенсии, исчисленная на основании Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации” без учета индивидуального коэффициента пенсионера, то при подсчете трудового стажа подлежат применению не только нормы этого Закона , регулирующие порядок и условия включения в трудовой стаж периодов работы, иных периодов, а также возможность включения некоторых периодов в льготном исчислении, но и положения ст.ст. 16 и 17 , а также ст. 18 данного Закона, в которой установлено ограничение максимального размера пенсии тремя (либо тремя с половиной) минимальными размерами пенсии. Исчисленный в таком порядке размер пенсии применяется для последующего определения расчетного пенсионного капитала пенсионера.

Таким образом, как указывалось ГУ УПФ РФ по Кировскому району г. Волгограда, оценка пенсионных прав заявителя произведена по наиболее выгодному для него варианту.

Довод в надзорной жалобе о необоснованности ссылки на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П не является основанием для отмены судебных постановлений, поскольку сводится к ошибочному толкованию норм материального права.

Именно в п. 3.2 названного Постановления указано, что для лиц, на которых в соответствии со ст. 28 Закона Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” распространялось правило об исчислении в полуторном размере трудового стажа для назначения трудовой пенсии, законодатель предусмотрел дополнительный компенсационный механизм. Так, п. 2 ст. 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подтверждено установленное Федеральным законом от 8 августа 2001 г. “О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации” более высокое, чем для других граждан, соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, учитываемое при оценке пенсионных прав.

Читать еще:  Подскажите, является ли электрический чайник технически сложным товаром ?

Норма п. 4 ст. 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, в силу которой – во взаимосвязи с п. 2 ст. 31 этого же Федерального закона – исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых нестраховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

ПИСЬМО Минсоцзащиты РФ от 24.02.95 N 40-548/72 “О ПОРЯДКЕ ПОДСЧЕТА СПЕЦИАЛЬНОГО ТРУДОВОГО СТАЖА ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ”

I. Управление социального обеспечения Мэрии Санкт- Петербурга в связи с возникающими разногласиями в подсчете специального стажа работников, трудившихся в полевых условиях, для назначения пенсии по пункту “е” статьи 12 Закона РСФСР от 20.11.90 “О государственных пенсиях в РСФСР” просит высказать Ваше мнение, правильно ли нами производится подсчет в следующих примерах:

1) Отработано в полевых условиях в календарном (1.01. – 31.12.) 1993 году 3 месяца 10 дней с 5.03.93 по 15.06.93 и 3 месяца с 1.10.93 по 31.12.93.

В 1994 году отработано с 1.01.94 по 4.04.94 3 месяца 3 дня и с 10.06.94 по 20.09.94 по 20.09.94 3 месяца 10 дней.

В указанном периоде в календарных годах, с января по декабрь 1993 года и с января по декабрь 1994 года, отработано 6 месяцев 10 дней в 1993 г. и 6 месяцев 13 дней в 1994 г., поэтому в специальный стаж будет учтено 2 года (24 месяца).

2) Отработано в календарном 1993 году 1 месяц с 15.05.93 по 15.06.93 и 3 месяца 20 дней с 11.09.93 по 31.12.93.

В 1994 году отработано с 1.01.94 по 4.04.94 3 месяца 3 дня. Таким образом, в календарных годах нет 6 месяцев работы в полевых условиях. Специальный стаж мы считаем аналогично подсчету стажа в первом примере, т.е. в 1993 г. специальный стаж 4 месяца 20 дней (менее полугода, поэтому подсчитается по фактической продолжительности) плюс 3 месяца 3 дня специального стажа в 1994 г. Всего 7 месяцев 23 дня.

Можно ли в данном случае применить другой вариант? Поскольку работа с 11.09.93 по 4.04.94, продолжавшаяся непрерывно, превышает 6 месяцев (6 месяцев 23 дня), в стаж по специальности необходимо учитывать 1 год 1 месяц.

3. Отработано в полевых условиях в календарном 1988 году 6 месяцев 21 день с 10.06.88 по 31.12.88, далее полный 1989 г., а в 1990 г. работа в полевых условиях продолжалась с 1.01.90 по 8.07.90 6 месяцев 7 дней. Такая работа может быть, например, в круглогодичных партиях или за границей (загранкомандировка).

При подсчете специального стажа предлагается применить три варианта:

1. по фактической продолжительности – 2 года 28 дней;

2. 6 мес. 21 день 1988 г. – за 1 год
12 мес. 1989 г. – за 1 год
6 мес. 7 дней 1990 г. – за 1 год
Итого: 3 года
3. 6 мес. 21 день 1988 г. – за 1 год
12 мес. 1989 г. – за 2 года
6 мес. 7 дней 1990 г. – за 1 год
Итого: 4 года

Нами применяется второй вариант.

4) Специальный стаж работы в полевых условиях подтверждается справкой организации. Указывая период работы в поле, организация подсчет стажа ведет по фактически отработанным дням. Мы же считаем стаж путем вычитания от даты окончания полевых работ даты их начала. Получается расхождение между специальным стажем, указанным в справке, и тем, который получается у нас. Иногда это влияет на размер пенсии. Правы ли мы? Надо ли пересчитывать полевой стаж, указанный в справке? Если в справке не указан специальный стаж, то мы, подсчитывая его, должны брать фактическую продолжительность стажа по дням или считать его в вышеуказанном порядке?

Пример: Работа в организации с 20.02.75 по 20.11.75, в т.ч. в полевых условиях с 10.04.75 по 09.10.75 г. (так указано в справке).

Два варианта подсчета специального стажа:

1. по фактической продолжительности, т.е. по дням – 21 + 31+ 30 + 31 + 31 + 30 + 9 = 6 месяцев

В справке организация указала стаж работы в полевых условиях 6 месяцев и в специальный стаж засчитывает 1 год. Мы же включает только 5 мес. 29 дней.

II. В Управлении льготного пенсионного обеспечения рассмотрен Ваш запрос о порядке подсчета специального трудового стажа для назначения пенсий в связи с особыми условиями труда по пункту “Е” статьи 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г. работникам, трудившимся в полевых условиях. Сообщаем следующее.

1. В первом примере стаж подсчитан верно (2 года).

2. Во втором примере правильный ответ – 7 месяцев 23 дня. Поскольку год исчисляется календарно, применить другой вариант (1 год) нельзя.

3. В третьем примере правильно произведен подсчет специального трудового стажа во втором варианте (3 года).

4. В четвертом примере – правильный 2 вариант (5 месяцев 29 дней).

Начальник Управления льготного
пенсионного обеспечения Департамента
пенсионного обеспечения
Е.Б.АНИКАНОВ

{SOURCE}

Ссылка на основную публикацию