Что делать педагогам с педклассом по новому закону об образовании - юридическая консультация

Что делать педагогам с педклассом по новому закону об образовании

Отсутствие у воспитателей детского сада профильного образования не может служить причиной увольнения их с работы, если они успешно осуществляют профессиональную педагогическую деятельность

Конституционный Суд РФ признал часть 1 статьи 46 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она используется в качестве обоснования прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятыми на работу до вступления в силу Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, успешно осуществляющими профессиональную педагогическую деятельность и признанными аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.

Конституционный Суд РФ указал, в частности, следующее.

По своему предназначению в механизме правового регулирования трудовых отношений часть 1 статьи 46 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” направлена на исключение замещения должностей педагогов, воспитателей в образовательных организациях лицами, не имеющими профессиональной подготовки соответствующего уровня.

Следовательно, установленные ею требования должны по общему правилу применяться при решении вопроса о приеме на работу, поскольку именно на этом этапе оцениваются деловые качества гражданина, его способность выполнять работу по определенной профессии, должности, в том числе наличие профессионального образования. Как следует из подзаконных нормативных актов Минобрнауки России, возможность назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих среднего профессионального или высшего образования, не исключается (пункт 23 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года N 276). Такое назначение осуществляется в порядке исключения по рекомендации аттестационной комиссии.

Что же касается периода до вступления в силу Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, то согласно сложившейся практике – в том числе на основании пункта 9 раздела “Квалификационные характеристики должностей работников образования” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России N 761н), которым была предусмотрена возможность назначения на соответствующие должности наряду с лицами, имеющими специальную подготовку и стаж работы, лиц, не имеющих такой подготовки, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, – лица, не имеющие среднего профессионального или высшего образования, принимались на работу воспитателями дошкольных образовательных организаций, тем более если профессиональную педагогическую деятельность они совмещали с обучением в высшем учебном заведении.

Таким образом, граждане, не имеющие необходимого профессионального образования, могли занимать должность воспитателя дошкольной образовательной организации. При этом их правовое положение в процессе осуществления профессиональной деятельности ничем не отличалось от положения тех работников, которые при приеме на работу в полной мере соответствовали установленным квалификационным требованиям в части наличия профессионального образования соответствующего уровня, поскольку правовой статус работника в трудовых правоотношениях определяется главным образом выполняемой работой (занимаемой должностью) и условиями труда.

Следовательно, при введении в действие Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” не предполагалось, что оценке будет подвергаться наличие требуемого в соответствии с ним профессионального образования у педагогических работников, уже состоящих в трудовых отношениях и успешно осуществляющих профессиональную деятельность.

Согласно действующему правовому регулированию в сфере труда уровень квалификации лиц, состоящих в трудовых отношениях, их соответствие занимаемой должности, выполняемой работе могут быть предметом проверки в процессе проведения периодической, в том числе внеочередной, или однократной аттестации. При этом работодатель обладает широкими полномочиями, позволяющими ему обеспечить надлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, в том числе расторгнуть с ним трудовой договор в случае несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (пункт 3 части первой статьи 81 ТК РФ).

Воспитатель дошкольной образовательной организации, равно как и другие педагогические работники, подлежит периодической аттестации, в процессе которой всесторонне оценивается его трудовая деятельность и делается вывод о соответствии (или несоответствии) занимаемой должности.

Если аттестационная комиссия выносит решение о том, что профессиональные, деловые качества воспитателя дошкольной образовательной организации, не имеющего соответствующего образования, но длительное время осуществляющего профессиональную педагогическую деятельность, позволяют ему успешно выполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором, а результаты его профессиональной деятельности оцениваются положительно, нет оснований полагать, что отсутствие у него требуемого уровня профессионального образования создает препятствия для добросовестного исполнения им трудовых обязанностей и, следовательно, нарушает интересы детей и их законных представителей.

Соответственно, для обеспечения эффективной организации трудового процесса в сфере дошкольного образования нет необходимости использовать иные правовые механизмы, которые без учета мнения работодателя и аттестационной комиссии допускают прекращение трудовых отношений с работником исключительно по формальным основаниям. В противном случае допускалось бы увольнение работника без учета его реальной способности осуществлять профессиональную деятельность, обусловленную заключенным трудовым договором, правовой природы трудовых отношений, основу которых составляет выполнение трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя, а также интересов и полномочий работодателя, который, как это следует из правовых позиций Конституционного Суда РФ, вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения по подбору, расстановке и увольнению работников (Постановление от 24 января 2002 года N 3-П).

В связи с введением в трудовое законодательство понятия профессионального стандарта и принятием Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” федеральными законами от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” и от 22 декабря 2014 года N 443-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике” в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей” в часть первую статьи 331 ТК РФ были внесены изменения, закрепившие, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ в сфере образования.

Таким образом, наряду с общим требованием к образованию педагогических работников, установленным оспариваемым законоположением, стали действовать профессиональные стандарты.

В частности, Приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года N 544н был утвержден профессиональный стандарт “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”, предусматривающий в качестве требований к образованию и обучению по должности “воспитатель” наличие высшего образования или среднего профессионального образования в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования “Образование и педагогические науки” либо высшего образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации. При этом требования к опыту практической работы названным стандартом не предъявляются.

Читать еще:  Как официально называется пограничная служба? Нужно сделать запрос о пересечении границы. Куда?

В отличие от Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих профессиональный стандарт не предусматривает исключений для лиц, не отвечающих квалификационным требованиям к уровню образования, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Согласно изложенной в письме от 22 апреля 2016 года N 14-3/В-381 позиции Минтруда России, являющегося федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере труда, вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. В этом же письме отмечается, что при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе “Требования к квалификации”, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Следовательно, как цель введения профессиональных стандартов, в частности в сфере образования, так и их предназначение в механизме правового регулирования не предполагали увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности, в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций. Решение вопроса о продолжении профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом длящегося характера трудовых отношений на основе осуществляемой в ходе аттестации оценки способности работника выполнять порученную ему работу.

Воспитатель, возраст 55 лет, образование среднее (10 классов), закончила 11-ый пед.класс. На данное время имеет высшую квалификационную категорию. Закончила курсы повышения квалификации 72 часа. Может ли продолжать работать в данной должности?

Воспитатель, возраст 55 лет, образование среднее (10 классов) , в 1979 г. закончила 11-ый пед.класс. На данное время имеет высшую квалификационную категорию до 2019 г. В 2015 г. закончила курсы повышения квалификации “Игровые технологии для детей дошкольного возраста”, 72 часа. Может ли продолжать работать в данной должности?

Федеральным законом N 122-ФЗ Трудовой кодекс был дополнен ст. 195.3 “Порядок применения профессиональных стандартов”, вступившими в силу 1 июля 2016 года. Положениями этой статьи предусмотрено, что применение профессиональных стандартов работодателями обязательно в тех случаях, когда Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессионального или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов вправе давать федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Таким федеральным органом является Минтруд (Положение о Министерстве труда и социальной защиты РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610).

Согласно разъяснениям в п исьме Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253 «По вопросам применения профессиональных стандартов . Информация Министерства труда и социальной защиты РФ по вопросам применения профессиональных стандартов » вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

Трудовой договор с работниками, уровень квалификации и образования которых не соответствует требованиям профессиональных стандартов, может быть расторгнут, но только после их аттестации. И если аттестационная комиссия выявит несоответствие работника занимаемой должности (выполняемой работе) вследствие недостаточной квалификации, возможно уволить работника на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Но прежде, чем уволить по данному основанию, работодатель должен будет предложить работнику перевод на другую имеющуюся у работодателя работу, соответствующую квалификации работника.

Или же работодатель может направить работников, уровень образования которых не соответствует предъявляемым требованиям, на обучение для получения необходимого профессионального образования.

Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором .

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

По желанию работников они могут пройти обучение самостоятельно за свой счет.

Педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”).

Педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень (п. 7 ч. 1 ст. 48 вышеуказанного Закона).

Воспитатель должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования “Образование и педагогические науки” либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются (раздел 3 Профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н).

В данной ситуации работник не имеет образования, соответствующего требования профессионального стандарта, однако имеет действующую квалификационную категорию.

В соответствии с частью 4 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Читать еще:  Можно ли взять второе имя?

В соответствии с п. 24 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276, аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию.

По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория.

Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

В соответствии с пп. “а” п. 22 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276 “Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность” аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят педагогические работники, имеющие квалификационные категории.

Порядком аттестации не предусмотрено проведение внеочередной аттестации на соответствие занимаемой должности.

Работнику рекомендуется получение образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Таким образом, оснований для расторжения трудового договора с работником не усматривается.

Министерство образования и науки в связи с запросами, поступающими от образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, которые реализуют дополнительные профессиональные программы, неоднократно направляло письма с разъяснениями об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного образования, в частности письмо от 25.08.2015 N АК-2453/06.

В вопросе 6 даются следующие разъяснения

Одногодичные педагогические классы при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений функционировали в соответствии с Временным положением об одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, утвержденным Приказом Минпроса СССР от 14.01.1981 N 6 (далее – Временное положение).

В силу п. 9 Временного положения слушателям педагогических классов, успешно выполнившим учебный план и сдавшим выпускные экзамены, присваивалась квалификация “Воспитатель детского сада” и выдавалось удостоверение установленного образца.

В период принятия и действия Временного положения общественные отношения в области народного образования регулировались Законом СССР от 19.07.1973 N 4536-VIII “Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании” (далее – Закон СССР N 4536-VIII). Согласно ст. 5 названного закона система народного образования в СССР включала дошкольное воспитание, общее среднее образование, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, внешкольное воспитание.

В соответствии со ст. 31 Закона СССР N 4536-VIII профессионально-техническое образование молодежи осуществлялось в профессионально-технических учебных заведениях единого типа – средних профессионально-технических училищах, обеспечивающих планомерную подготовку квалифицированных рабочих кадров. Среднее специальное образование осуществлялось в техникумах, училищах и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к средним специальным учебным заведениям (ст. 39 данного закона).

При этом образование, которое получалось в результате окончания одногодичных педагогических классов при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, не приравнивалось ни к одному из вышеуказанных уровней образования.

Кроме того, в соответствии с п. 7, 13 Временного положения слушателей одногодичных педагогических классов приравнивали к учащимся педагогических училищ только в отношении стипендиального обеспечения, а лиц, окончивших указанные классы, – к лицам, окончившим педагогические училища, только по оплате труда.

Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в РФ до дня вступления в силу Федерального закона N 273-ФЗ, приравниваются к уровням образования, предусмотренным настоящим законом, в порядке, определенном ч. 1 ст. 108 данного закона.

С учетом изложенного обучение в одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений не может быть приравнено к начальному профессиональному образованию, а соответственно, и к среднему профессиональному образованию по действующему законодательству РФ в сфере образования.

Какое образование у работника, если он закончил педагогический класс при средней общеобразовательной школе?

Вопрос

Работник в 86 году закончил одногодичный педагогический класс при средней общеобразовательной школе № 44 г Челябинска, присвоена квалификация “воспитатель детского сада”, какое образование прописать работнику начальное профессиональное или среднее профессиональное?

Ответ

Прежде всего, отметим, что в настоящее время Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации начального профессионального образования не предусматривает. Согласно ст. 108 Закона об образовании полученное до вступления в силу указанного Закона начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) предполагают, что сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (профессиональное училище, профессиональный лицей) и получил диплом.

Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена предполагает, что сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (среднее специальное учебное заведение – техникум, колледж, училище) и получил диплом.

Таким образом, начальное и среднее профессиональное образование должны подтверждаться дипломом. Если такого диплома нет, то оснований считать педкласс школы начальным профессиональным образованием или приравнивать его к среднему профессиональному образованию нет.

Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 31.08.1961 N 817 (текст приведен в конце ответа) устанавливало, что слушатели годичных педагогических классов приравнены в отношении стипендиального обеспечения к учащимся педагогических училищ, а лица, окончившие указанные классы, приравнены по оплате труда к лицам, окончившим педагогические училища.

Таким образом, и ранее не было установлено, что учеба в педклассах приравнена к какому-либо уровню образования. Такое соответствие было установлено только в целях выплаты стипендий и оплаты труда.

Если работник предоставил аттестат, то можно говорить только об общем среднем образовании

Подробности в материалах Системы Кадры:

Уровни образования (образовательные цензы)

Высшее образование – бакалавриат

Высшее образование – специалитет или магистратура

Уровень образования
до 1 сентября 2013 г.
Уровень образования
с 1 сентября 2013 г.
Что он означает Код
по
ОКИН
Начальное (общее) образование Начальное общее образование Сотрудник окончил три или четыре класса общеобразовательной организации (средней школы) и больше не учился либо не доучился до окончания 9 класса (при 11-летней системе школьного образования) или 8 класса (при 10-летней системе школьного образования) 02
Основное общее образование Основное общее образование Сотрудник окончил 9 классов общеобразовательной организации (средней школы) (при 11-летней системе школьного образования) или 8 классов (при 10-летней системе школьного образования) и получил аттестат 03
Среднее (полное) общее образование Среднее общее образование Сотрудник окончил среднюю школу, гимназию или лицей (11 или 10 классов) и получил аттестат 04
Начальное профессиональное образование Среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (профессиональное училище, профессиональный лицей) и получил диплом 05
Среднее профессиональное образование Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (среднее специальное учебное заведение – техникум, колледж, училище) и получил диплом 05
Неполное высшее образование Такой уровень образования не предусмотрен Сотрудник окончил три и более курсов образовательной организации высшего образования(института, университета или академии) и больше не учился либо продолжает обучение
Высшее профессиональное образование Сотрудник окончил образовательную организацию высшего образования (институт, университет или академию) и получил диплом 06, 07
Послевузовское профессиональное образование Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), по программам ординатуры, по программам ассистентуры-стажировки Сотрудник окончил ординатуру, аспирантуру, адъюнктуру или докторантуру и получил соответствующий диплом 08

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

от 31 августа 1961 г. N 817

О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Подготовка нужного количества высококвалифицированных педагогических кадров является важнейшим условием успешного развития народного образования.

В связи с введением всеобщеобязательного восьмилетнего образования, организацией школ-интернатов и школ продленного дня, расширением сети вечерних (сменных) школ рабочей и сельской молодежи потребность в кадрах учителей и воспитателей значительно возросла. Однако ЦК компартий и Советы Министров некоторых союзных республик, Госплан СССР слабо изучают и недостаточно учитывают в планах действительную потребность в педагогических кадрах, в результате чего во многих союзных республиках уже в текущем учебном году ощущается значительный недостаток учителей. Некоторые из окончивших педагогические учебные заведения не являются к месту назначения. В школы нередко направляются в качестве учителей и воспитателей лица, не имеющие необходимой педагогической подготовки. Не принимается необходимых мер к увеличению приема студентов в педвузы из сельской молодежи.

Отдельные местные партийные и советские органы не проявляют должной заботы об учителях, не создают для них, особенно в сельской местности, необходимых жилищно-бытовых условий, ослабили контроль за выполнением постановлений Партии и Правительства о льготах и преимуществах для сельских учителей, не принимают достаточных мер к предотвращению текучести учительских кадров.

В целях своевременного обеспечения общеобразовательных школ квалифицированными учительскими кадрами и улучшения условий труда и быта учителей Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР постановляют:

1. Обязать ЦК компартий и Советы Министров союзных республик устранить имеющиеся серьезные недостатки в планировании и подготовке педагогических кадров, предусматривать в годовых и перспективных планах прием студентов в дневные, вечерние и заочные педагогические учебные заведения в соответствии с потребностью школ в учителях и воспитателях на 1966 – 1970 годы, обеспечить укрепление материальной базы педагогических институтов с учетом увеличения контингентов студентов этих вузов.

Госэкономсовету СССР и Госплану СССР предусматривать в перспективных и годовых планах приемов в высшие и средние специальные учебные заведения по союзным республикам контингенты приемов в педагогические учебные заведения в соответствии с действительной потребностью школ в учителях и воспитателях.

2. Разрешить ЦК компартий и Советам Министров союзных республик организовывать в случае необходимости при лучших средних общеобразовательных школах, в порядке исключения на 1 – 2 года, годичные педагогические классы для подготовки учителей начальных школ из лиц, окончивших средние школы. Слушателей годичных педагогических классов приравнять в отношении стипендиального обеспечения к учащимся педагогических училищ, а лиц, окончивших указанные классы, приравнять по оплате труда к лицам, окончившим педагогические училища.

Окончивших одногодичные педагогические классы, а также педагогические училища принимать по направлению органов народного образования на первые курсы заочных отделений педагогических институтов вне конкурса.

3. ЦК компартий, Советам Министров союзных республик и Министерству высшего и среднего специального образования СССР улучшить руководство педагогическим образованием и принять меры к повышению квалификации будущих молодых учителей, улучшению их подготовки для ведения воспитательной работы с учащимися школ, а также к организации подготовки учителей-воспитателей для школ-интернатов и школ с продленным днем. Усилить воспитательную работу со студентами педагогических учебных заведений, обратив особое внимание на воспитание у них чувства долга, государственной дисциплины и готовности к исполнению своих служебных обязанностей по окончании учебного заведения; устранить недостатки в организации заочного педагогического образования; расширить сеть вечерних отделений при педагогических институтах; обеспечить в соответствии с потребностью подготовку учителей труда и производственного обучения в педагогических, технических и сельскохозяйственных вузах страны.

Министерству высшего и среднего специального образования СССР разрешить лицам, имеющим высшее непедагогическое образование и желающим перейти на педагогическую работу, поступать без экзаменов на IV курс, а лицам, получившим образование в учебных заведениях, приравненных к учительским институтам, – на III курс заочных отделений пединститутов на специальности, близкие по профилю к ранее полученной подготовке.

4. ЦК компартий союзных республик, Советам Министров союзных и автономных республик, обкомам, крайкомам партии и обл(край)исполкомам Советов депутатов трудящихся:

а) упорядочить систему комплектования школ учителями, не допуская увеличения численности учителей в школах сверх обусловленной объемом учебной работы. Назначение на работу учителей с неполной учебной нагрузкой в каждом отдельном случае разрешать лишь с ведома обл(край)оно, а в республиках, не имеющих областного деления, – министерств просвещения;

б) оказывать содействие учителям, ранее успешно работавшим в школах и перешедшим в другие учреждения и ведомства, в возвращении на работу в общеобразовательные школы;

в) принять все необходимые меры к безусловному выполнению постановлений Правительства о строительстве для учителей жилых домов при всех вновь строящихся сельских школах; шире развернуть строительство квартир для учителей при существующих сельских школах как за счет государственных ассигнований и других источников, так и участия в этом деле колхозов.

Обратить особое внимание на необходимость улучшения бытовых условий учителей и обеспечения им предоставленных Правительством льгот и преимуществ;

г) повысить внимание к политическому росту, повышению культуры и деловой квалификации учителей; шире привлекать педагогические институты и университеты к работе по повышению квалификации учителей и оказанию им методической помощи, а также к организации переподготовки учителей, преподающих дисциплины, связанные с политехническим и производственным обучением.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Наталья Никонова,

{SOURCE}

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]