Как определяется стаж руководящей работы? - юридическая консультация

Как определяется стаж руководящей работы?

Общий трудовой стаж – что входит и как подсчитать?

Понятие общего трудового стажа

Общий трудовой стаж, включающий в себя все периоды трудовой, а также общественно-полезной деятельности гражданина, играет особую роль для учета в расчете пенсии периодов работы до 01.01.2002. После этой даты в связи с началом действия закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ это понятие заменяется определением «страховой стаж», сведения о котором начинают аккумулироваться уже непосредственно в ПФР.

О том, как в ПФР попадает информация о страховом стаже и доходах каждого человека, читайте в статье «С какого года введен персонифицированный учет?».

Принципиально эти 2 вида стажа различает то, что в общем трудовом стаже учитываются периоды трудовой и общественно-полезной деятельности, осуществлявшейся гражданином, а в страховом — периоды уплаты взносов с его доходов в ПФР. С введением закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ размер пенсии начал зависеть от разных величин в зависимости от периода осуществления трудовой деятельности:

  • для периода до 01.01.2002 — от продолжительности общего трудового стажа и объема среднемесячного заработка;
  • для периода с 01.01.2002 — от суммы уплаченных в ПФР взносов и наличия минимального страхового стажа.

Новый и старый алгоритмы расчета пенсии оказались несопоставимы. Права на пенсию, заработанные гражданином до 01.01.2002, при применении новых правил нельзя было учесть без соответствующей увязки данных. Для этого п. 1 ст. 30 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусмотрел возможность пересчета этих прав в сопоставимую с новыми правилами сумму: расчетный пенсионный капитал, накопленный на дату изменения законодательства. В формулу расчета этого капитала входит величина расчетного размера трудовой пенсии, которая может быть определена по одному из 2 алгоритмов, приведенных, соответственно, в п. 3 или п. 4 ст. 30 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

Виды общего стажа, влияющие на исчисление пенсии

Различия в установлении расчетного размера трудовой пенсии не ограничиваются разницей в формулах их расчета: различаются также и перечни периодов, формирующих общий трудовой стаж, задействованный в них.

Для расчета по п. 3 ст. 30 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ общий трудовой стаж состоит из периодов:

  • любых видов работы (в т. ч. творческой деятельности) в РФ или за ее пределами;
  • военной службы;
  • болезни, возникшей вовремя работы, или инвалидности 1-2 групп, связанной с работой;
  • необоснованного излишнего пребывания в заключении;
  • учета в службе занятости в связи с безработицей.

Для расчета по п. 4 ст. 30 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в общий трудовой стаж помимо вышеперечисленных периодов дополнительно входит время:

  • профессионального обучения;
  • ухода за нетрудоспособным человеком;
  • декретного отпуска и ухода за детьми до 3 лет (но не больше 9 лет);
  • отсутствия возможности трудиться у жен военнослужащих, пребывающих с мужьями по месту службы, и жен лиц, направленных на работу за границу. В последнем случае этот период не должен превышать 10 лет;
  • нахождения в период ВОВ на оккупированных территориях, в концлагерях или в блокадном Ленинграде.

Что входит в трудовой стаж и как рассчитать периоды?

Периоды, входящие в общий трудовой стаж, принимают в этот расчет по их реальной календарной продолжительности путем суммирования (п. 3–4 ст. 30 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ). Однако есть ряд исключений, согласно которым относящиеся к ним промежутки учитывают в увеличенном размере. Например, для обоих вариантов определения общего трудового стажа за полный год принимается время работы в течение полного сезона в сезонных отраслях деятельности.

В расчете стажа по п. 4 ст. 30 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ дополнительно увеличивается время:

  • работы на Крайнем Севере, в районах, приравненных к нему, в зоне аварии на ЧАЭС — в 1,5 раза;
  • службы призывника в армии, работ в лепрозориях, противочумных учреждениях, работы во время ВОВ (кроме районов оккупации), проживания в блокадном Ленинграде, нахождения в концлагере — в 2 раза;
  • участия в боевых действиях и службы в зоне аварии на ЧАЭС, лечения военных травм, работы в блокадном Ленинграде, необоснованного содержания в местах заключения — в 3 раза.

Право выбора формулы расчета и, соответственно, оценки общего трудового стажа законом оставлено за застрахованным лицом. Однако на практике такой расчет делает ПФР по имеющимся у него документам, выбирая из 2 вариантов наиболее выгодный для пенсионера.

Читать еще:  Чем отличается ФСИН от УИС?

Протяженность стажа оценивается в годах, месяцах и днях. При этом за полный месяц принимается 30 календарных дней, а за год — 12 месяцев (п. 47 постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 и п. 35 действовавшего до него постановления Правительства РФ от 24.07.2002 № 555).

Чем подтвердить расчет общего трудового стажа?

В качестве основного документа, подтверждающего общий трудовой стаж, используется трудовая книжка. При ее утрате, наличии в ней дефектных записей или при их отсутствии стаж может быть подтвержден:

  • справками;
  • выписками из учетных документов работодателя;
  • трудовыми договорами;
  • архивными документами;
  • показаниями свидетелей.

О правилах оформления записей в трудовой книжке подробнее читайте в материале «Инструкция по заполнению трудовых книжек».

Итоги

Определение общего трудового стажа приобретает особую значимость для учета в расчете суммы пенсии прав на нее, приобретенных до вступления в силу закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, установившего новый порядок ее начисления. Существуют варианты учета этого стажа, в выборе которых вправе участвовать само застрахованное лицо. Стаж должен иметь документальное подтверждение.

Правила исчисления стажа работы по специальности

Профессиональная деятельность сотрудника сопряжена с начислением стажа. Это отрезок времени, на протяжении которого проводятся квалифицированные рабочие действия. Каким образом производится исчисление, какие еще разновидности стажа существуют?

Что такое стаж работы по специальности

В рамках действующего законодательства РФ термин не раскрыт, однако существует несколько нормативных актов, в которых он упоминается, например, ст. 256 ТК РФ. В ней сказано, что начисление осуществляется во время пребывания в отпуске по уходу за несовершеннолетним ребенком.

Касательно военнослужащих упоминание термина наблюдается в ч. 3 ст. 10 ФЗ №76 от 27.05.1998 г. По данной норме расчет периода контрактной службы осуществляется 1 к 1, а призывной – 1 к 2. Альтернативная служба тоже входит во время работы по специальности (ч. 2 ст. 19 ФЗ №113 от 25.07.2002 г.).

Стаж необходим в целях получения свидетельства о факте допуска к СРО (к выполнению определенных разновидностей работ строительного характера). В соответствии с ч. 8 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ, для получения свидетельства продолжительность работы должна составлять от 5 лет и более.

Если же вести речь о квалификационных требованиях касательно наличия рабочего опыта, они указываются для сотрудников в индивидуальном порядке в зависимости от характера их деятельности. Эти нормы определяются в рамках действующего федерального и регионального законодательства и содержат целый перечень нюансов.

Как рассчитать

Касательно проведения расчетных мероприятий по специальному стажу имеет место быть два мнения. Такая ситуация сформировалась в связи с тем, что законодательное регулирование данного вопроса отсутствует. В итоге на практике сформировалось несколько актуальных позиций:

  1. В области специального стажа во внимание принимаются лишь периоды работы по конкретной профессии на определенной должности. Роли не играет тот факт, имеется ли подтверждение образования и квалификационного уровня.
  2. В специальный фактор допустимо включать тот временной отрезок работы, в который она выполнялась в соответствии с квалификационной подготовкой и соответствует полученному образовательному документу (сертификату, диплому). Получается, что отсутствие предоставленного документа об образовании равняется невозможности трудоустройства.

Вторая позиция считается более спорной, так как на практике к кандидатам в основном предъявляются требования, связанные с присутствием практического опыта работы. Чтобы точно определить порядок расчета СС (на базе числа отработанных лет или с момента обретения образования), работодатель имеет право на разработку собственного ЛНА в форме инструкции или стандарта. В документе как раз и будут прописаны временные отрезки, которые однозначно засчитываются.

Стаж госслужащего

В соответствии с п. 2 ст. 14 ФЗ №58 от 27 мая 2003 г. в период государственной службы, относящейся к одному виду, включается время работы на ней в рамках другого направления, а также период государственной службы. В соответствии с нормами п. 3 ч. 1 ст. 6 ФЗ №79 от 27.07.2004 г., учет производится в ходе исчисления продолжительности работы гражданского специалиста.

В процессе расчета во внимание принимается период работы в лице муниципального служащего. Объяснить этот феномен можно единством квалификационных требований относительно обоих видов служб.

В соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ №79 и п. 3 ст. 5 ФЗ №58 для кандидата на замещающую должность гражданского служащего соответствие требованиям госслужащего, выполняющего обязанности в рамках того или иного субъекта РФ, является обязательным. В частности, требуется наличие стажа на гражданской службе или по специальности. Что касается муниципального служащего, к нему обычно предъявляется идентичный набор требований (п. 1 ст. 9 ФЗ №25).

Читать еще:  Перевод земли из лпх под коммерческую деятельность

Юридический

Юридический стаж включает в себя временные отрезки исполнения обязанностей в стенах различных государственных органов. Это деятельность в любых юридических конторах на должностях, предполагающих обязательное наличие юридического профильного образования. Он также включает временной интервал исполнения рабочих функций в иных должностях, смежных со сферой поддержания прав граждан и субъектов хозяйствования.

Женщины вправе рассчитывать на то, что период пребывания в отпуске по уходу за ребенком также будет включен.

В качестве базы для установления этого параметра принято использовать отметки, прописанные в трудовой книжке специалиста. Остальные аспекты начисления находятся в зависимости от конкретных должностей:

  1. Судебные приставы. На такую должность вправе попадать лица, имеющие соответствующий образовательный уровень, профессиональные и личностные качества, должное физическое состояние.
  2. Судьи. Чтобы занимать эту должность, специалист должен соответствовать двум требованиям, в частности, по возрасту (от 25 лет) и стажу (от 5 лет). Порой для проведения расчетных мероприятий может требоваться особая документация в форме инструкций, приказов и т. д., способная подтвердить информацию о факте исполнения лицом определенных трудовых действий. При возникновении спорных моментов решение вопросов ложится на плечи судейской коллегии, представители которой имеют должный уровень компетенции.
  3. Адвокаты. Чтобы получить статус наряду с юридическим образованием, потребуется рабочий стаж, составляющий от двух лет, или же присутствие ученой степени. Также необходимо подтвердить факт прохождения курсов стажировки.
  4. Представители служб МВД. Общая продолжительность предусматривает право сотрудника на получение пенсии на льготных условиях. Выслуга лет включает в себя временной интервал замещения должности, пребывание в командировках, на военной службе, учете, испытательном сроке в рамках ОВД.

Определение стажей для представителей разных должностей осуществляется в соответствии с квалификационными нормами.

Отличие от опыта

Многие наемные сотрудники путают понятия «опыт» и «стаж». Несмотря на схожую суть, между ними существуют колоссальные различия.

Опыт – частный случай предыдущего понятия. Например, за всю свою жизнь человек проработал бухгалтером, старшим специалистом отдела продаж, секретарем, охранником и менеджером. Суммарная продолжительность занятия этих должностей – это стаж. Время работы на отдельных должностях – это опыт.

Стаж – общее отработанное время, т. е. интервал от первого и до последнего дня рабочей деятельности, отсчитывается временной отрезок, из него вычитаются дни, которые не имеют отношения к трудовому стажу. Остальное зачисляется в стаж, на основании которого и производится выплата пенсионных сумм, больничных величин и т. д.

Что такое профильный стаж

Профильный стаж – это временной отрезок, в течение которого сотрудник работал в соответствии со своим профилем. Требования по нему указаны в профессиональных стандартах, должностных инструкциях, специализированных справочниках и прочих актах. Система профессиональных стандартов стала использоваться на практике с середины 2016 года, и в их рамках для представителей всех видов профессий выделено 9 уровней квалификации.

Учет профильного элемента осуществляется в соответствии с разработанной правительством нормативно-правовой базой:

В этих актах используется понятия профессиональной переподготовки, повышения квалификации, аттестации. Опыт на эти аспекты никак не влияет, тем не менее, время пребывания на обучении в него зачисляется. Наряду с данным понятием рассматривается термин специального стажа, предполагающего временной период, в течение которого сотрудник исполнял должностные обязанности в особых условиях.

Управленческий

Под управленческим стажем принято понимать временной интервал, на протяжении которого работник занимал руководящие посты. К примеру, если за все время своей карьеры успел побывать в должности гендиректора, начальника отдела и индивидуального предпринимателя, суммарная продолжительность этих временных отрезков и составляет управленческий стаж.

Таким образом, стаж работы в рамках специальности – обобщенное понятие, требующее детализированного изучения.

О том, можно ли устроиться на работу без трудового стажа по специальности, рассказано в данном выпуске новостей.

Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов (утв. Минюстом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ 27 декабря 1996 г. N 10 (35) – 5)

Инструкция
о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов
(утв. Минюстом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ 27 декабря 1996 г. N 10 (35) – 5)

Читать еще:  Благодарственное письмо является поводом для записи в трудовой книжке о поощрениях?

Настоящая Инструкция устанавливает порядок определения стажа работы по юридической профессии, который в соответствии со статьей 119 Конституции Российской Федерации необходим для кандидатов на должности судей федеральных судов.

1. В стаж работы по юридической профессии включается работа в органах государственной власти: законодательной (представительной), исполнительной и судебной, а также в органах местного самоуправления, в профсоюзных и иных общественных организациях, на предприятиях, в учреждениях, организациях любых форм собственности на должностях, для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование. Такие требования устанавливаются законодательными или ведомственными нормативными актами.

Лицам, не имевшим высшего или среднего юридического образования, весь период работы на вышеуказанных должностях засчитывается в стаж работы по юридической профессии.

Примечание. Для органов юстиции и судебных органов (общей юрисдикции), нотариата, адвокатуры, судебной экспертизы и других учреждений юстиции такой перечень установлен Типовой номенклатурой должностей органов, учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, утвержденной приказом Министра юстиции СССР от 19 марта 1980 года N 2;

при назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывается срок их военной службы на офицерских должностях (Указ Президента Российской Федерации от 13.03.95 г. N 263).

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ от 19 апреля 2000 г. N 694 упомянутый выше указ признан утратившим силу. О требованиях, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда см. Федеральный конституционный закон “О военных судах Российской Федерации”

2. В стаж работы по юридической профессии включается также работа на иных должностях, если она непосредственно связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законности и правопорядка, требует знаний в каких-либо отраслях права и умения применять их на практике.

Примечание. Время исполнения народным заседателем обязанностей судьи районного (городского) суда засчитывается в стаж работы по юридической профессии.

3. Период нахождения в частично оплачиваемом и дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им соответственно полутора и трех лет засчитывается в стаж работы по юридической профессии, если отпуск был предоставлен при выполнении обязанностей по одной из должностей, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей Инструкции.

4. Стаж работы по юридической профессии определяется на основании записей в трудовой книжке. В необходимых случаях могут быть истребованы копии приказов о назначении на должность, должностные инструкции и иные сведения о характере выполняемой или выполнявшейся работы. При этом учитывается работа на территории как Российской Федерации, так и других республик бывшего Союза ССР.

5. В спорных случаях окончательное решение об определении стажа работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения.

Министр юстиции
Российской Федерации

27 декабря 1996 г. N 10 (35) – 5

Председатель Верховного Суда
Российской Федерации

27 декабря 1996 г.

Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации

27 декабря 1996 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 1997 г.

Регистрационный N 1250

В стаж работы по юридической профессии включается работа на должностях требующих высшее или среднее юридическое образование. При отсутствии соответствующего образования работа на указанных должностях засчитывается в стаж работы по юридической профессии. Также засчитывается в стаж работа, которая непосредственно связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законности и правопорядка, и если она требует знаний в каких-либо отраслях права и умения применять их на практике.

Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов (утв. Минюстом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ 27 декабря 1996 г. N 10 (35) – 5)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 1997 г.

Регистрационный N 1250

Настоящая Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после дня ее официального опубликования

Текст Инструкции опубликован в газете “Российские вести” от 27 февраля 1997 г. N 38, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1997, N 4 (дата подписания выпуска в печать 20 февраля 1997 г.), в Еженедельнике официальной информации “Курьер”, 1997, N 5, в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1997, N 5

{SOURCE}

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]