Может быть внештатный сотрудник полиции понятым?

Статья 10. Внештатное сотрудничество с полицией

Статья 10 . Внештатное сотрудничество с полицией

1. Граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, могут привлекаться к внештатному сотрудничеству с полицией.

2. Привлечение граждан в качестве внештатных сотрудников полиции к участию в охране общественного порядка, а также по другим направлениям деятельности полиции осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

3. Внештатными сотрудниками полиции не могут быть граждане:

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

3) ранее осужденные за умышленные преступления;

4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”;

5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;

7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 11 января 2018 г. – Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 497-ФЗ

8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествующего дню привлечения к внештатному сотрудничеству с полицией, в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;

9) не соответствующие требованиям к состоянию здоровья внештатных сотрудников полиции, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;

10) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

4. Внештатные сотрудники полиции могут быть исключены из числа внештатных сотрудников полиции в следующих случаях:

1) на основании личного заявления внештатного сотрудника полиции;

2) при наступлении обстоятельств, указанных в части 3 настоящей статьи;

3) в связи с неоднократным невыполнением предъявляемых к внештатным сотрудникам полиции требований или фактическим самоустранением внештатного сотрудника полиции от выполнения возложенных на него обязанностей;

4) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации;

5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. Внештатные сотрудники полиции при участии в охране общественного порядка имеют право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;

3) знакомиться с документами, определяющими правовое положение внештатного сотрудника полиции, а также получать в установленном порядке информацию, необходимую для участия в охране общественного порядка;

4) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ “О полиции” обязанностей в сфере охраны общественного порядка;

5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

6. Внештатные сотрудники полиции при участии в охране общественного порядка обязаны:

1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;

2) выполнять распоряжения уполномоченных сотрудников полиции, отданные в установленном порядке и не противоречащие законодательству Российской Федерации;

3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

4) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;

5) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение, образец и порядок выдачи которого устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Читать еще:  Закрытие больничного листа

7. За противоправные действия при участии в охране общественного порядка внештатные сотрудники полиции несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

8. Действия внештатных сотрудников полиции, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

9. Внештатные сотрудники полиции вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.

10. Финансовое обеспечение расходов, связанных с деятельностью внештатных сотрудников полиции, и материально-техническое обеспечение их деятельности осуществляются за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание органов внутренних дел.

Кто может быть понятым: его статус и характерные особенности

Проводя следственное действие по различного вида делам сотрудниками органов следствия и дознания могут привлекаться посторонние субъекты, не заинтересованные в его исходе.

Ими могут стать любые граждане, соответствующие этому условию.

Так кто может быть понятым?

Навигация по статье

Кого можно назвать понятым

Это один из участников административного либо уголовного дела. По своей сути это обычный гражданин, оказавшийся рядом с местом осуществления следственного мероприятия, и приглашенный работником, проводимым дознание или следствие, для подтверждения свершившегося факта, установленного в результате такой деятельности.

Законодательно этот статус регламентирован статьёй 60 УПК РФ. Этой же нормой определены исключения. В соответствии с её положениями понятыми не могут стать:

  • лица, не достигшие совершеннолетия
  • стороны процедуры и их граждане, имеющие родственные связи с ними
  • сотрудники полиции, оперативные работники и другие субъекты, проводившие оперативно-розыскную деятельность или занимающиеся расследованием преступлений

Надо отметить, что доказательственная база, закрепляемая соответствующим действием, может признаваться в суде недопустимой при определении понятых участниками, которыми они не могли стать.

Функции

Такому участнику уголовной процедуры отводится цель контроля достоверности информации о проводимых мероприятиях, вносимые в соответствующие документы.

Учитывая, что его главной обязанностью является наблюдение за всеми этапами проводимых процессов, он должен в дальнейшем при подготовке протокола удостоверить вносимые в него данные.

Основной задачей его является подтверждение не допущения нарушений представителями властных структур.

При осуществлении необходимых мероприятий приглашаются не менее двух человек. Их участие возможно только на добровольной основе, никто не может принудить к этому гражданина без получения его согласия, а также наложить наказание за отказ.

Наделение понятого правами

Уголовно-процессуальный закон наделяет его следующими возможностями:

  • участвовать в проведении следственного мероприятия
  • заносить в протокол свои заявления и замечания
  • знакомиться с составленными документами
  • выражать протесты на действия и решения работников, накладывающих ограничения на его права

Очень часто привлекаемые субъекты, не владеют информацией о своих правах и не придают значения множественным злоупотреблениям нечестных представителей правоохранительных органов.

Необходимо внимательно читать, что представлено для удостоверения. Если что-то вызывает недоверие, лучше изложить в соответствующем документе. Не нужно забывать, что иногда от этого может зависеть дальнейшая жизнь человека.

Кроме того, тот, кто может быть понятым при составлении протокола, вправе:

  • Комментировать и свободно высказывать замечания.
  • Получить средства, потраченные на участие в мероприятии.
  • Рассчитывать на часть зарплаты, не полученной из-за оказания помощи сотрудникам следственных органов.
  • Получить компенсацию за затраченное время, если он ни где официально не трудоустроен.

К тому же он наделяется возможностями, устанавливаемыми УПК РФ и для других участвующих в процедуре. Он может рассчитывать:

  • На получение всей информации о своих возможностях и обязательствах.
  • Пользоваться родным языком.
  • Воспользоваться помощью переводчика.
  • На невозможность морального или физического насилия, а также помещение в унизительное положение.
Читать еще:  Меняется ли дата выдачи паспорта, серия и номер при смене его в 20 лет?

Обязанности понятого

При наделении таким статусом человек обретает обязательства, которые необходимо соблюдать. К ним можно отнести:

  • Внимательное наблюдение за осуществлением следственных мероприятий.
  • При получении вызова в суд либо к следователю обязательное их посещение.
  • Не разглашать сведения, полученные им при проведении такой деятельности.

Надо отметить, что выполняться они должны беспрекословно и добросовестно, в ином случае, УПК РФ предусмотрены меры позволяющие их осуществить. Так, например, при вызове следователя необходимо являться к нему в назначенное время, иначе явка будет обеспечиваться принудительным приводом.

Когда требуется их присутствие

Проведение процесса предполагает необходимое присутствие и участие при:

  • аресте имущества
  • проведении осмотра
  • следственный эксперимент
  • обыск, выемка
  • прослушивание телефонных и других переговоров
  • осмотр, выемка и снятие копий почтово-телеграфных отправлений
  • проверка показаний на месте
  • предъявление для опознания

Прежде чем начать мероприятие, должностное лицо проверяет личность понятых, объясняет им их процессуальные возможности и обязательства, а также порядок проведения процедуры.

Иногда к ним предъявляются дополнительно и другие требования. Например, осуществляя личный обыск к участию допускаются субъекты, имеющие тот же пол, что и подвергаемый такой процедуре.

Важность роли понятых для судьбы подследственного

Конечно, без участия того, кто может быть понятым, при проведении обыска не обходится ни одно преступление.

Иногда за незаметной ролью кроется важный смысл.

Ни для кого не секрет, что следствие не всегда проводится чисто.

Несомненно, что в последнее время качество работы работников следственных органов повышается, но не стоит забывать, что существуют работники, которые могут подбрасывать улики и иные компрометирующие вещества.

Вот при этом он и может сыграть большую роль. Например, при обыске, когда он осуществляется несколькими сотрудниками, сложно контролировать все их действия, поэтому возможностей для фальсификации у них масса.

И лучше не рассчитывать на их честность, так как гарантий незаинтересованности дать не сможет никто.

Поэтому, если человеком принято решение принять статус понятого, нужно отдавать себе отчет, что от его действий, в том числе, зависит дальнейшая судьба человека. И приобретая обязательства стороны процесса раскрытия преступления, нужно подходить к ним со всей ответственность.

Так, к примеру, нужно внимательно смотреть, что делают проводящие обыск сотрудники либо внимательно читать составленный протокол. При возникновении возражений или сомнений в законности выполняемых действий, их необходимо вносить с подготовленную к подписи документацию.

Таким образом, если лицо приглашают стать понятым, и такое согласие им дано, не следует относиться к выполнению обязательств безразлично или чего-то бояться, потому что пострадать могут совершенно безвинные люди.

Надо отметить, что законодательство определяет статусу понятого особое значение в силу того, что его присутствие должно восполнять неточности при осуществлении деятельности, связанной со следственными мероприятиями.

А также устранять возникающие противоречия, удостоверять получение доказательств, последовательность предпринимаемых действий работника соответствующих органов и поведение участвующих в процессе граждан. Помимо этого, с его помощью можно предотвратить попытки избавиться или сокрыть необходимое к изъятию имущество или ценности, отказ или невозможность подписание документации и другое.

О понятых можно посмотреть на видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Может быть внештатный сотрудник полиции понятым?

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 25.7 КоАП РФ. Понятой

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 25.7 КоАП РФ. Понятой

1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.

Читать еще:  Ст 119 какой срок окончания подачи заявления в полицию

2. В случаях, предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 настоящего Кодекса, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.

3. Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе.

4. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.

5. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

6. В случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к статье 25.7 КоАП РФ, судебная практика применения

В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ” содержатся следующие разъяснения:

Суд вправе проверить фактическое присутствие понятых и опросить их

При указании в соответствующем протоколе на участие понятых судья при необходимости может проверить их фактическое присутствие при совершении процессуальных действий, в том числе опросить таких лиц в качестве свидетелей. В случае осуществления видеозаписи для фиксации порядка применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. При этом видеозапись должна прилагаться к процессуальному документу для приобщения к материалам дела об административном правонарушении (статьи 25.7, 27.12 КоАП РФ).

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007 года содержатся следующие разъяснения (извлечение):

Сотрудник полиции (ранее – милиции) не может быть понятым при составлении протокола об административном правонарушении

“Вопрос 12: Может ли сотрудник милиции привлекаться в качестве понятого при составлении протокола при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ “Административные правонарушения в области дорожного движения”?

Ответ: …Основное требование, предъявляемое к понятому, – это отсутствие какой-либо прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела.

Понятой – это лицо, привлекаемое в предусмотренных законом случаях к присутствию при производстве определенных действий, и его участие является одной из гарантий объективности при производстве процессуальных действий.

…Сотрудники милиции могут иметь служебную заинтересованность в исходе данного дела, поскольку являются работниками данного органа.

В связи с тем, что участие понятых при производстве процессуальных действий является одной из гарантий обеспечения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, с целью исключения любых сомнений относительно полноты и правильности фиксирования в протоколе содержания и результатов процессуального действия сотрудник милиции не должен привлекаться в качестве понятого при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ “Административные правонарушения в области дорожного движения”.

{SOURCE}

Ссылка на основную публикацию