Какие звания у налоговых работников?

4. Чины работников налоговых органов.

Нормативно-правовое регулирование деятельности служащих налоговых органов осуществляется согласно действующему законодательству о государственной службе. Специфика государственной службы в налоговых органах заключается в том, что данная деятельность представляет собой вид федеральной государственной гражданской службы, с учетом особенностей, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, приказами и указаниями ФНС России, Минфина РФ. Так, на служащих налоговых органов распространяются особые нормы по прохождению государственной службы, по присвоению классных чинов, порядку проведения аттестации и т.п. Специфика нормативно-правового регулирования государственной службы в налоговых органах заключается также в наличии особых положений о присвоении служащим классных чинов, квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам и др. Служащие налоговых органов являются федеральными государственными гражданскими служащими, поскольку замещают в установленном порядке включенную в Реестр должность в структуре государственной администрации, имеют присвоенный классный чин и осуществляют от имени государства предоставленные им функции и полномочия, а также получают денежное содержание за счет средств федерального бюджета и имеют гарантированный государством социально-правовой статус.

Классные чины служащим налоговых органов устанавливаются в соответствии с Указом Президента РФ «Об утверждении положения о классных чинах государственных служащих Федеральной государственной службы Министерства Российской федерации по налогам и сборам и его территориальных органов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин» от 19 июля 2001 г. №876.

Согласно этому Указу государственным служащим федеральной государственной службы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов присваиваются в соответствии с замещаемой должностью, квалификацией и стажем работы, следующие классные чины:

действительный государственный советник налоговой службы Российской Федерации I ранга;

действительный государственный советник налоговой службы Российской Федерации II ранга;

действительный государственный советник налоговой службы Российской Федерации III ранга;

государственный советник налоговой службы Российской Федерации I ранга;

государственный советник налоговой службы Российской Федерации II ранга;

государственный советник налоговой службы Российской Федерации III ранга;

советник налоговой службы Российской Федерации I ранга;

советник налоговой службы Российской Федерации II ранга;

советник налоговой службы Российской Федерации III ранга;

советник налоговой службы I ранга;

советник налоговой службы II ранга;

советник налоговой службы III ранга;

референт налоговой службы I ранга;

референт налоговой службы II ранга;

референт налоговой службы III ранга.

Согласно Положению № 1 «О классных чинах государственных служащих федеральной государственной службы министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов» к Указу президента РФ от 19 июля 2001 г. №876 Классные чины присваиваются государственным служащим федеральной государственной службы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов в соответствии с государственными должностями федеральной государственной службы

Присвоение очередного классного чина федеральным государственным служащим налоговых органов производится на основании государственного квалификационного экзамена или аттестации. Первоначальный классный чин присваивается федеральным государственным служащим налоговых органов, имеющим высшее или среднее профессиональное образование, стаж работы по замещаемой государственной должности не менее шести месяцев и выдержавшим испытание.

Федеральным государственным служащим, имеющим квалификационные разряды (иные классные чины, дипломатические ранги), впервые принятым на работу в налоговые органы Российской Федерации, классные чины могут присваиваться до истечения шести месяцев.

Устанавливаются следующие сроки пребывания в классном чине:

референт налоговой службы III ранга – не менее одного года

референт налоговой службы II ранга – не менее одного года

референт налоговой службы I ранга – не менее одного года

советник налоговой службы III ранга – не менее двух лет

советник налоговой службы II ранга – не менее двух лет

советник налоговой службы I ранга – не менее двух лет

советник налоговой службы Российской – не менее трех лет

Федерации III ранга

советник налоговой службы Российской – не менее трех лет

Федерации II ранга

советник налоговой службы Российской – не менее трех лет.

Федерации I ранга

Сроки пребывания в классном чине государственного советника налоговой службы Российской Федерации III ранга и выше не устанавливаются.

Классные чины действительного государственного советника налоговой службы Российской Федерации I, II и III ранга, государственного советника налоговой службы Российской Федерации I, II и III ранга присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации не ранее чем через три месяца со дня назначения федерального государственного служащего налоговых органов на соответствующую государственную должность федеральной государственной службы, по которой присваивается классный чин.

Классные чины советника налоговой службы Российской Федерации I, II и III ранга, советника налоговой службы I, II и III ранга, референта налоговой службы I, II и III ранга присваиваются Министром Российской Федерации по налогам и сборам.

Министру Российской Федерации по налогам и сборам предоставляется право в порядке поощрения за особые отличия в государственной службе присваивать федеральным государственным служащим налоговых органов классные чины советника налоговой службы Российской Федерации I, II и III ранга, советника налоговой службы I, II и III ранга и референта налоговой службы I, II и III ранга до истечения срока пребывания в классном чине.

Федеральным государственным служащим налоговых органов, восстановленным на службе после перерыва, связанного с незаконным увольнением, время перерыва засчитывается в срок пребывания в имеющемся классном чине.

Решение о присвоении федеральным государственным служащим налоговых органов классных чинов оформляется актом Президента Российской Федерации или приказом Министра Российской Федерации по налогам и сборам. Соответствующая запись вносится в трудовую книжку и личное дело федерального государственного служащего. Лица, которым присвоены классные чины, сохраняют их пожизненно.

Читать еще:  Муп и муниципальная служба?

Также Указом Президента РФ «О классных чинах федеральных государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов» от 9 июня 2006 г. N 577 определено соответствие классных чинов налоговых органов к классным чинам государственной гражданской службы Российской Федерации, в Приложение 1 приведена таблица их соответствия.

5. Вступление в силу нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность налоговых органов.

Для того чтобы грамотно применять на практике правовую информацию, необходимо знать действующее законодательство о порядке вступления в силу нормативных правовых актов. Обязательными условиями вступления в силу являются: обязательное официальное опубликование всех нормативных правовых актов (ст. 1 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ, п. 1 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763); обязательная государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер (п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763). Причем государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, обладающие одним или несколькими вышеуказанными признаками (п. 12 “Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации”, утвержденных Приказом Минюста РФ от 17.04.98 N 42).

Официальным опубликованием нормативного правового акта считается первая публикация полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. Налоговый кодекс РФ предусматривает также, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Если акты законодательства устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые ставки, устанавливают или отягчают ответственность за налоговые правонарушения, устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, то они не имеют обратной силы. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков иных сборов, имеют обратную силу. Если акты законодательства о налогах и сборах отменяют налоги и (или) сборы, снижают размеры ставок налогов (сборов), устраняют обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов или иным образом улучшают их положение, то они могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Если для одного и того же налога в зависимости от категории налогоплательщика или иных условий налогообложения установлены налоговые периоды различной продолжительности, дата вступления в силу соответствующего акта законодательства о налогах должна определяться применительно к каждому из установленных налоговых периодов.

Например, если закон о налоге на прибыль опубликован 28 ноября, а налоговым периодом у данного налога является календарный год, закон вступит в силу с 1 января следующего года. Если же публикация состоялась 23 декабря, то закон не может вступить в силу до 24 января следующего года.

Менее жесткие правила установлены для актов законодательства о сборах. Они вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Конечно, установленные законодателем варианты не препятствуют установлению более поздних сроков вступления их в силу, что оказывает существенную помощь налогоплательщикам в плане подготовки и усвоения существа внесенных изменений. Важным исключением из установленных Налоговым кодексом правил является то, что федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Таким образом, законодатель предусмотрел особые, специально установленные для конкретных случаев, правила вступления в законную силу актов законодательства о налогах и сборах, что позволит участникам налоговых правоотношений безошибочно определить момент вступления в силу соответствующих законов.

Фотофакты. Что можно выяснить о госслужащем по его форме

В начале года в интернете бурно обсуждали фотографию , на которой директор управления почтовой службы Кемеровской области была запечатлена в мундире , очень похожем на форму эсэсовцев. Оказалось , что эта форма была выпущена небольшой партией для руководителей , но в действительности она не черная , а темно-синяя — ради сходства с одеждой СС ее отфотошопили. Скандал в итоге замяли. Мы же решили узнать , как одеваются сотрудники госорганов , с которыми приходится сталкиваться предпринимателям , и как по их знакам отличия разобраться , со специалистом какого ранга вы имеете дело.

Государству важно , чтобы работающие на него люди отличались от простых обывателей. Именно поэтому оно издавно унифицирует их одежду. Не только армия и правоохранительные органы , но и гражданские ведомства имеют свою униформу.

Если смотреть на картинки с изображениями костюмов различных ведомств в черно-белом варианте , можно и вовсе не найти между ними отличий: настолько сильна стандартизация. Форменная одежда госслужащих очень похожа на армейскую: кители , фуражки , пилотки , погоны. Понять , представитель какого органа власти находится перед вами , можно главным образом по ведомственной нашивке на левом плече и , разумеется , цвету формы. В какие цвета окрасит себя тот или иной госорган , решает геральдический совет при президенте. Иногда он ориентируется на традиции ведомства ( так , таможенной службе вернули зеленый цвет , который принадлежал ей еще в царское время), а в ряде случаев — создает их.

Читать еще:  Сколько отгулов положено за работу в выходной?Директор говорит 1.Работаю в школе.

Тем более , что происходит некоторое снижение разнообразия. Так , 5−10 лет назад многие ведомства стали отказываться от парадных кителей для своих сотрудников. Теперь повседневная и парадная форма зачастую отличается только цветом рубашек — в последнем случае они белые. Да и летняя форма от зимней отличается теперь чаще всего только длиной рукавов. У женщин выбор больше — они могут носить или брюки , или юбку.

Татьяна Малютина,
начальник отдела работы с налогоплательщиками УФНС России по Алтайскому краю:

В нашем ведомстве для тех , кто работает в кабинетах , ношение формы каждый день необязательно. Согласно этике госслужащего они одеты в строгий деловой костюм. Однако на официальные мероприятия , совещания и коллегии руководящий состав ведомства обязательно надевает форму. А вот для тех , кто непосредственно взаимодействует с налогоплательщиками в операционных залах , форма обязательна. Если вы увидите сотрудника в зале для налогоплательщиков не в форме , то это значит , что он работает недавно и у него нет чина. В таких случаях в нашем ведомстве предусмотрен дресс-код: белая рубашка и темная юбка или брюки.

Форму алтайским налоговикам присылают из Москвы и выдают сотрудникам бесплатно. Поменять ее можно раз в два года. Однако централизованные поставки иногда дают сбой , и нужный размер сотруднику приходится ждать дольше , чем он рассчитывал.

Роберт Куляпин,
старший инспектор отдела государственной службы и кадров Алтайской таможни:

Не все должностные лица Алтайской таможни работают с участниками внешнеэкономической деятельности или физлицами , однако ношение формы у нас обязательно для каждого. У нас с этим строго. Систематически проводятся построения и производится осмотр форменной одежды. Примером грубого нарушения может послужить смешение форменной одежды и гражданской. Прекрасной половине работников Алтайской таможни запрещается укорачивать юбки. За нарушение правил ношения форменной одежды или неопрятный внешний вид могут привлечь к материальной или дисциплинарной ответственности , назначить служебную проверку в отношении провинившегося. Однако подобных нарушений у нас не случалось.

В повседневном режиме носки одежда быстрее изнашивается , поэтому в ведомствах , где форма обязательна , сроки ее обновления короче , и они установлены для каждого элемента гардероба в отдельности. Поставки также централизованно идут из Москвы.

В некоторых ведомствах ( например , в Федеральной таможенной службе или в Федеральной службе контроля за оборотом наркотиков) должностные лица делятся на госслужащих и сотрудников. Первые имеют классные чины , вторые — специальные звания. Система иерар­хии у сотрудников такая же , как в армии или правоохранительных органах. Погоны , соответственно , тоже. При этом иногда они совпадают с погонами госслужащих.

Алина Шмидт,
пресс-секретарь Алтайской таможни:

У советника государственной гражданской службы 3-го класса форма и погоны точно такие же , как у майора таможенной службы. А секретаря государственной гражданской службы 2-го класса легко можно спутать с прапорщиком. Человек со стороны никогда их не отличит.

Тем не менее , по ее словам , путаницы внутри ведомства у них не возникает.

Как говорят сами работники гос­органов , по улице в форме они стараются не ходить — предпочитают переодеваться на работе. Однако отмечают , что в служебное время она оказывается очень полезной. «Наши специалисты говорят , что граждане по-разному воспринимают сотрудников в форме и без нее. Действительно , лишний раз подумаешь , прежде чем поднять голос на человека в форме, — говорит Татьяна Малютина. — Общение получается официальным и более формализованным. Граждане видят в нашем специалисте не просто симпатичную девушку , а государственного служащего в погонах. И сами работники в форме отчетливее осознают , что они — представители государства».

Погоны для госслужащих

(на примере Федеральной налоговой службы)

По старшинству , в порядке убывания

Погоны действительных государственных советников РФ

Такие чины и погоны носят руководители федеральных ведомств и их заместители.

3 эмблемы носят действительные государственные советники РФ 1-го класса;
2 эмблемы носят действительные государственные советники РФ 2-го класса;
1 эмблему носят действительные государственные советники РФ 3-го класса.

Погоны государственных советников РФ

Такие чины и погоны носят руководители региональных управлений федеральных ведомств.

Принцип определения класса по звездочкам здесь и в дальнейшем тот же , что и по эмблемам:

3 звезды — 1-й класс,
1 звезда — 3-й класс.

Погоны советников государственной гражданской службы РФ

Чины и погоны советников носят заместители руководителей региональных управлений федеральных ведомств , а также начальники отделов и подразделений внутри ведомства.

Погоны референтов государственной гражданской службы РФ

Погоны секретарей государственной гражданской службы РФ

Погоны секретарей отличаются количеством полос и размером звезд — их диаметр составляет всего 15 мм. Чины референтов и секретарей носит большинство госслужащих.

Татьяна Малютина,
начальник отдела работы с налогоплательщиками УФНС России по Алтайскому краю:

Федеральный закон № 79 определяет классные чины государственных служащих. Принцип для всех госорганов тут одинаковый. Чины делятся на категории и классы. При этом установлена своеобразная «вилка», для определенной должности в системе могут быть присвоены соответствующие чины. Человек приходит к нам на работу , и через 3 месяца он может получить первый чин. Дальше начинается его карьерный рост , и соответственно повышается чин.

Как еще опознать руководителя ведомства?

Начальников как федерального , так и регионального уровня можно отличить от других сотрудников даже издалека по специфическим вышивкам. Их можно встретить:

Читать еще:  Можно купить авиабилет по военнику (военному билету) ?

В некоторых ведомствах названия разрядов в табели о рангах работников несколько отличаются от принятой в других госорганах иерархии.

Например , в службе судебных приставов или прокуратуре.

Наплечные знаки прокуроров:

Повседневная одежда представителей различных государственных органов

Роспотребнадзор. Костюм темно-бордовый , рубашка бежевая , галстук черный.

Ростехнадзор. Костюм темно-синего цвета , рубашка — серо-голубого , галстук черный.

Налоговая инспекция. Костюм темно-серо-зеленовато-голубого ( официальное наименование из приказа) цвета. Рубашка фисташкового цвета , галстук — под цвет формы.

Россельхознадзор. Костюм темно-серого цвета , рубашка серо-голубая , галстук черный.
Ветеринарная служба. Костюм светло-серого цвета , рубашка серо-голубая , галстук черный.

Росприроднадзор. Костюм изумрудно-зеленого цвета , рубашка серо-голубая , галстук черный.

Прокуратура. Пиджак темно-синего цвета и голубая рубашка. На лацканах — ведомственная эмблема золотистого цвета в виде окованного щита , наложенного на скрещенные мечи. Для советников юстиции и юристов — эмблемы металлические , для государственных советников юстиции — вышитые.

Статья 18. Руководящим работникам и специалистам налоговых органов присваиваются в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией и стажем работы классные чины.. Положение о классных чинах работников налоговых органов и размер доплат за классные чины утверждаются Президентом Российской Федерации.

(статья 18 в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)
Комментарий к статье 18
Комментируемая статья Закона закрепляет положение о том, что руководящим работникам и специалистам налоговых органов присваиваются в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией и стажем работы классные чины.
Положение о классных чинах работников налоговых органов и размер доплат за классные чины утверждаются Президентом Российской Федерации – на данный момент это утверждено Указом Президента РФ от 19 июля 2001 года N 876.
Государственным служащим Федеральной государственной службы МНС России и его территориальных органов присваиваются в соответствии с замещаемой должностью, квалификацией и стажем работы следующие классные чины:
действительный государственный советник налоговой службы Российской Федерации I ранга;
действительный государственный советник налоговой службы Российской Федерации II ранга;
действительный государственный советник налоговой службы Российской Федерации III ранга;
государственный советник налоговой службы Российской Федерации I ранга;
государственный советник налоговой службы Российской Федерации II ранга;
государственный советник налоговой службы Российской Федерации III ранга;
советник налоговой службы Российской Федерации I ранга;
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга;
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга;
советник налоговой службы I ранга;
советник налоговой службы II ранга;
советник налоговой службы III ранга;
референт налоговой службы I ранга;
референт налоговой службы II ранга;
референт налоговой службы III ранга.
Вышеперечисленные классные чины присваиваются государственным служащим Федеральной государственной службы МНС России и его территориальных органов в соответствии с государственными должностями Федеральной государственной службы согласно приложению N 1 к Указу Президента РФ от 19 июля 2001 года N 876.
Классные чины присваиваются по замещаемой государственной должности Федеральной государственной службы и в соответствии с установленными Федеральным законом “Об основах государственной службы Российской Федерации”, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации квалификационными требованиями к профессиональному образованию, стажу государственной службы, стажу и опыту работы по специальности, знанию Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов) и других нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации применительно к исполнению должностных обязанностей, а также с учетом срока пребывания в классном чине. Присвоение же очередного классного чина федеральным государственным служащим налоговых органов производится на основании государственного квалификационного экзамена или аттестации. Первоначальный классный чин присваивается федеральным государственным служащим налоговых органов, имеющим высшее или среднее профессиональное образование, стаж работы по замещаемой государственной должности не менее шести месяцев и выдержавшим испытание (федеральным государственным служащим, имеющим квалификационные разряды (иные классные чины, дипломатические ранги), впервые принятым на работу в налоговые органы Российской Федерации, классные чины могут присваиваться до истечения шести месяцев).
Классные чины действительного государственного советника налоговой службы Российской Федерации I, II и III ранга, государственного советника налоговой службы Российской Федерации I, II и III ранга присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации не ранее чем через три месяца со дня назначения федерального государственного служащего налоговых органов на соответствующую государственную должность федеральной государственной службы, по которой присваивается классный чин.
Классные чины советника налоговой службы Российской Федерации I, II и III ранга, советника налоговой службы I, II и III ранга, референта налоговой службы I, II и III ранга присваиваются министром Российской Федерации по налогам и сборам.
Сроки пребывания в классном чине установлены в Указе Президента РФ от 19 июля 2001 года N 876. Обратим внимание, что министру РФ по налогам и сборам предоставляется право в порядке поощрения за особые отличия в государственной службе присваивать федеральным государственным служащим налоговых органов классные чины советника налоговой службы Российской Федерации I, II и III ранга, советника налоговой службы I, II и III ранга и референта налоговой службы I, II и III ранга:
до истечения установленного срока пребывания в классном чине, но не раньше чем через шесть месяцев пребывания в этой должности, – не выше классного чина, соответствующего замещаемой должности;
по истечении установленного срока пребывания в классном чине, – на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой должности в пределах группы должностей, к которой относится замещаемая государственная должность федеральной государственной службы.

{SOURCE}

Ссылка на основную публикацию