Сколько часов в неделю положено учиться студенту по закону?

Сколько часов в неделю положено учиться студенту по закону?

6-й квалификационный уровень

Следуя общепризнанной классификации норм труда, представим классификацию норм труда профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений (рис. 1)[2] .

Затраты труда ППС: норма длительности трудового процесса

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников” (далее – Приказ N 2075) регламентируется только продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю для работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования. При этом норма часов педагогической или преподавательской работы за ставку заработной платы остается вне поля зрения. В Приказе Минобрнауки от 27.03.2006 № 69 “Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений” (далее – Приказ № 69) 36-часовая неделя определяется с учетом выполнения учебной (педагогической) работы, научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы. Например, как распределяется общий фонд рабочего времени ППС в Южном федеральном университете, показано на рис. 2.

Как правило, в высших учебных заведениях устанавливаются 6-дневная рабочая неделя и, соответственно, 6-часовой рабочий день. Как рассчитывается максимально возможный фонд рабочего времени ППС, показано в табл. 2.

Расчет максимально-возможного фонда рабочего времени ППС

при 36-часовой рабочей неделе/6-дневной рабочей неделе

Календарный фонд рабочего

Выходные, праздники (дней)

Среднее значение за

период 2009 – 2012 гг.

(70 + 67 + 69 + 67) / 4

36 часов / 6 дней

Табельный фонд рабочего

времени (дней) при 6-дневной

Строка 4.1 + стр. 4.2

В том числе дней

продолжительностью 6 часов

В том числе предпраздничных

5 часов x 6 дней

Максимально возможный фонд

рабочего времени (с учетом

Строка 4 – стр. 5

Для ППС предоставляется ежегодный основной удлиненный (56 календарных дней) оплачиваемый отпуск в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 “О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам” (ред. от 16.07.2009).

Нормы трудоемкости и нормы напряженности труда ППС

Каким образом происходит распределение максимально возможного фонда рабочего времени ППС на учебную (1-я половина рабочего дня) и внеучебную работу (2-я половина рабочего дня) в соответствии со структурой, представленной на рис. 2 ?

Объем учебной работы (нагрузка 1-й половины дня) каждого преподавателя определяется образовательным учреждением самостоятельно и регламентируется коллективным договором между работодателем и работниками, положением об оплате труда работников в зависимости от квалификации работника и профиля кафедры и не может превышать 900 часов в учебном году в соответствии с Приказом N 2075.

Пример. Так, в Южном федеральном университете норма учебной работы в соответствии с коллективным договором от 31.03.2009 [1] для старшего преподавателя, преподавателя, ассистента ( 1-й , 2-й квалификационные уровни ) составляет не более 800 ч в год, для доцента (3-й квалификационный уровень) – не более 700 ч, для профессора (4-й квалификационный уровень) – не более 600 ч.

В рамках расчета максимально возможного фонда рабочего времени ППС для выполнения учебной работы (аудиторной и внеаудиторной) используется условный показатель – продолжительность 1-й половины рабочего дня ППС. Условность данного показателя объясняется, во-первых, неодинаковыми значениями распределяемой учебной нагрузки для различных квалификационных уровней ППС. Во-вторых, на практике учебная нагрузка регулируется расписанием, и в связи с этим преподаватели могут отрабатывать свою норму часов не ежедневно, а в течение определенных дней в неделю (например, преподаватель может быть занят учебной работой 2 – 3 дня в неделю). При этом концентрация учебных занятий (норма напряженности (интенсивности) труда) может превышать не только норму продолжительности 1-й половины рабочего дня, но и норму продолжительности рабочего дня для ППС (6 ч), если расписанием предусмотрены занятия в разных группах, например в группах бакалавров и магистров.

В зависимости от того, какая в вузе принимается продолжительность 1-й половины рабочего дня (учебная работа), устанавливается норма рабочего времени, необходимого для выполнения учебной работы для различных групп ППС. В среднем для расчета учебной нагрузки старшего преподавателя, преподавателя или ассистента продолжительность 1-й половины рабочего дня устанавливается на уровне 3 ч. Учитывая, что максимально возможный фонд рабочего времени составляет 241 день (табл. 1) , норма рабочего времени, необходимого для выполнения учебной работы ППС 1-го и 2-го квалификационных уровней, может составлять 723 ч в год (241 дн. x 3 ч), 18 ч в неделю.

Каким образом распределяется этот фонд рабочего времени?

До внедрения в систему высшего профессионального образования федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения при распределении учебной нагрузки руководствовались нормативами, закрепленными в Письме Минобразования России от 26.06.2003 N 14-55-784ин/15 “О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования”. В соответствии с данным Письмом учебная нагрузка распределялась следующим образом (рис. 3).

Читать еще:  Как получить отсрочку от армии на полгода-год?

Большая доля учебной работы приходилась на аудиторную нагрузку (лекции, семинары, практические занятия и др.) по сравнению с другими видами учебной работы (контроль за самостоятельной работой студентов, руководство курсовыми работами, дипломными проектами, практикой, научно-исследовательской работой магистров). Переход на ФГОС третьего поколения обусловил появление нового содержания не только самого процесса обучения, но и изменение трудовой функции преподавателя вуза. В учебном процессе существенно повышается доля самостоятельной аудиторной (деловые и ролевые игры, практические и лабораторные работы) и внеаудиторной работы студентов (работа в библиотеках и компьютерных классах, выполнение проектов, исследовательская работы, ведение портфолио), что изменяет роль преподавателя – от позиции транслятора знаний к позиции менеджера, управляющего индивидуальными траекториями профессионального развития студента (рис. 4).

Так, например, при разработке основных образовательных программ подготовки бакалавров вузы ориентируются на то, что доля самостоятельной работы должна составлять не менее 50% от общего объема учебной нагрузки студента. Самостоятельная работа, в свою очередь, делится на аудиторную и внеаудиторную.

По мнению авторов, такая ситуация объективно создает предпосылки либо для разработки нового федерального документа, содержащего в себе рекомендации по нормам времени для расчета объема и распределения учебной работы в соответствии с ФГОС третьего поколения, либо для разработки единой отраслевой методики проведения исследования в области установления норм времени, которой могли бы воспользоваться самостоятельно вузы для разработки системы должностных окладов ППС. В табл. 3 представлен примерный расчет учебной нагрузки (1-й половины рабочего дня) ППС в вузе.

Учебная нагрузка школьников

Учебный год только начался, а нагрузка у школьников уже будь здоров. Уроки, классные часы, факультативы — это не считая секций и репетиторов! А жить когда, спрашивается?

На самом деле, расписание в школе должно составляться не как попало, а с учетом СанПиН 2.4.2.2821-10 “Требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”. В нем указана максимальная нагрузка на учеников, а также даны требования к организации учебного дня.

Семь уроков в день — это максимум

Дополнительные или принудительные?

В теории получается, что даже у самых загруженных старшеклассников в день должно быть не больше 7 уроков, включая дополнительные занятия — ту же подготовку к ЕГЭ и углубленные факультативы по предметам. Но на практике же семь уроков в день уходит только на обязательные предметы, а после них детям предстоит отпахать вторую смену на углубленке.

– Без этого школьную программу не осилить, и так часов на предметы на хватает, – разводят руками учителя.

В итоге дополнительные занятия становятся добровольно-принудительными. И если младшеклассникам ещё повезло — их запихивают на музыку, спорт и рисование, то вот старшим ученикам так просто не отделаться. А не ходить на факультативы себе дороже: бывает так, что педагоги именно во время допзанятий проводят проверочные и самостоятельные, чтобы успеть получше разобрать материал во время основного урока.

“Организация профильного обучения в 10-11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки”, напоминает 10.5 пункт СанПиН.

Быстро и эффективно осваивать новый материал, справляясь с растущей нагрузкой поможет образовательная онлайн-платформа Учи.ру!

Ребенок самостоятельно изучает школьные предметы по индивидуальной траектории обучения с подсказками от платформы, а Вы следите за его результатами в режиме онлайн.

Веселые задания в игровой форме нравятся детям и помогают быстрее и эффективнее освоить школьную программу!

Ежедневно доступно 20 бесплатных заданий!

Пятница — облегченный день

Между прочим, по требованиям тех же СанПиН контрольные и проверочные работы можно проводить на 2-4 уроках и не больше одной в день:

“Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших псхихофизиологических затратах организма. Поэтому, в расписании уроков для обучающихся 1-й ступени, основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для обучающихся 2-й и 3-й ступеней – на 2-4 уроках”.

Какой максимальный объем учебной нагрузки допустим

Составить расписание, которое бы отвечало всем этим требованиям — та ещё задача! Поэтому часто расписание получается несбалансированным: в одни дни уроков и домашних заданий у детей выше крыши, а в другие в школе можно вообще не появляться.

Читать еще:  Статья,которая позволяет брать 3 дня выходных на свадьбу

Возьмем первое попавшееся расписание – например, учеников 4 класса одной из обычных московских школ:

Если посчитать предметы по трудности, согласно нормативам СанПиН, то видно, что самый сложный день — это понедельник. Причём, самые сложные предметы сдвинуты на утро, а в середине дня, когда у детей пик работоспособности, стоит физкультура. И наоборот — в среду, когда дети также на пике активности, у них выходит самый легкий день на неделе.

Посмотрим расписание старшеклассников — пусть, для примера, это будет 10 класс еще одной столичной школы (через “/” обозначены предметы для разных профильных групп).

В итоге

Все эти требования — обязательные, а не рекомендательные. Понятно, что в школах тоже работают не волшебники, и администрация старается составить оптимальное расписание для всех. Да и сам СанПин, откровенно говоря, устарел, хотя и вышел всего в 2010 году. Например, в нем нет ничего про сложность иностранных языков в начальной школе, многие другие предметы остались за кадром. Кроме того, с тех пор появился новый Федеральный закон об образовании и новые Федеральные госстандарты образования. Как минимум, максимальный объем и трудность предметов стоило бы пересмотреть с их учетом.

Впрочем, даже в таком виде СанПиН позволяет увидеть, что дети загружены по полной, причем, эта нагрузка неравномерна. А ведь в расписании еще ни слова нет про занятия с репетиторами и на курсах, дополнительные языки и школы искусств. Все это — дополнительные стрессы. И не стоит удивляться, что вместе с аттестатом об окончании школы выпускники получают целый букет болячек — от севшего зрения и сколиоза до неврозов и психических расстройств.

Обучение в вузе, учебная нагрузка студентов

Какова продолжительность учебного года?

Учебный год для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения начинается с 1 сентября и заканчивается согласно рабочему плану по конкретному направлению подготовки (специальности). Ученый совет высшего учебного заведения вправе переносить сроки начала учебного года, но не более чем на два месяца.

(Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования; Правила внутреннего распорядка государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования).

Кем определяется график прохождения и перечень учебных дисциплин и предметов?

Прохождение учебных дисциплин и предметов определяется государственным образовательным стандартом (основной профессиональной образовательной программой) высшего профессионального образования, утвержденным федеральным органом, учебным планом, утвержденным ученым советом вуза, и программой, утвержденной ректором вуза.

(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ст.5, п.2.)

Что предусматривается основной профессиональной образовательной программой?

Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования предусматривает изучение студентом следующих обязательных дисциплин:

– общих гуманитарных и социально-экономических;

– математических и общих естественно-научных;

-общепрофессиональных (для конкретного направления или специальности подготовки);

(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ст.5, п.5.)

Имеет ли право студент определять содержание своего образования?

Да. В соответствии с п.2. ст.16 Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», студенты имеют право участвовать в формировании содержания своего образования в пределах требований, установленных государственным стандартом высшего профессионального образования (например, выбор факультативных дисциплин).

Что может повлиять на определение содержания подготовки специалиста?

Право студента в определении содержания своего образования может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом вуза и физическим или юридическим лицом, оказывающем ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве, согласованное с администрацией вуза.

(Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования; Правила внутреннего распорядка государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования).

Обязан ли студент посещать факультативные и элективные курсы?

Студент вуза имеет право выбирать факультативные (необязательные) для данного направления подготовки (специальности) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетами и кафедрами. Несмотря на факультативность данные виды курсов обязательны для посещения.

(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ст.16, п.2.1.)

Что такое целевая форма обучения?

В соответствии с постановлением правительства РФ от 19 сентября 1995 г. № 942 « О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» целевая подготовка специалистов призвана удовлетворить потребности в высококвалифицированных кадрах предприятий, организаций, учреждений и, в первую очередь, тех из них, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Контингент студентов в рамках целевой контрактной подготовки формируется на добровольной основе из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета.

Читать еще:  Самодельный арбалет - холодное оружие?

Какой вид контракта лежит в основе целевой подготовки?

Целевая подготовка специалистов реализуется на основе двух контрактов: между студентом и вузом, а также между студентом и работодателем. Формы типовых контрактов утверждены совместным постановлением Министерства труда и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 27 декабря 1995 г. № 73/7.

Что оговаривается в контрактах о целевой подготовке?

В контрактах оговариваются права, обязанности и виды ответственности договаривающихся сторон: студента, вуза и работодателя. Заключивший контракт студент, обязан освоить образовательную профессиональную программу по избранной специальности или направлению в соответствии с государственным образовательным стандартом. Образовательная программа может быть скорректирована, либо дополнена с учетом договоренностей студента, работодателя и вуза.

Вуз в соответствии с контрактом обязан обеспечить условия для освоения студентом основной образовательной программы по избранной специальности; на основе изучения потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах осуществить подбор организаций для реализации целевой контрактной подготовки и последующего трудоустройства студента; в случае необходимости обеспечить корректировку основной образовательной программы в рамках государственного образовательного стандарта и изучение дополнительных дисциплин по согласованным предложениям студента и учебного заведения. Контракт обязывает высшее учебное заведение выплачивать студенту государственную стипендию. В нем оговариваются размеры и перечень дополнительных доплат к стипендии, пособий и льгот.

В обязанности работодателя входит оплата студенту (полностью или частично) проживания в общежитии, выплата надбавок к стипендии и заработной платы по фактически отработанному на рабочем месте времени в период прохождения производственной практики и стажировки студента. Работодатель обязан оплатить вузу затраты, связанные с реализацией дополнительной образовательной профессиональной программы, если такая потребуется.

(Постановление Министерства труда и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 27 декабря 1995 г. № 73/7.)

Какая предельная нагрузка студентов всеми видами учебных занятий?

Максимальный объем учебной нагрузки студента не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды аудиторных и вне аудиторных занятий.

При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме 160 часов в год.

(Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования»).

Имеются ли ограничения по количеству аудиторных занятий?

Максимальный объем обязательных аудиторных занятий при очной форме обучения должен ограничиваться государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и в среднем он составляет 27 часов в неделю, не учитывая факультативы.

При очно- заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме 160 часов в год.

(Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования»).

Может ли студент осваивать дополнительные учебные дисциплины?

Студент высшего учебного заведения имеет право осваивать, с учетом личных интересов, помимо учебных дисциплин по избранным специальностям, любые другие учебные дисциплины в своем вузе (в порядке,

предусмотренном уставом), а также в других вузах (по согласованию между их руководителями).

ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст.16, п.2.3.)

Какова продолжительность каникул?

Для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения не менее чем два раза в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее чем 7 недель. Продолжительность зимних каникул устанавливается в пределах не менее двух недель.

(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ст.16, п.3.)

Может ли быть студент отчислен, если он не приходил на занятия в течение первого месяца обучения без уважительной причины?

С формулировкой «как не приступивший к учебе» студент может быть отчислен, если в течение 10 дней после начала семестра он не приступил к занятиям, не имея на то уважительных причин.

(Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования; Правила внутреннего распорядка вуза).

Какие меры могут быть применены к студенту, если он не посещает занятия?

С формулировкой «как фактически прекративший учебу» студент может быть отчислен в случае отсутствия его на занятиях в течение месяца без уважительных причин.

(Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования; Правила внутреннего распорядка вуза).

{SOURCE}

Ссылка на основную публикацию