Могут ли учителя записывать урок на диктофон?
Могут ли учителя записывать урок на диктофон?
Как ведет себя ваша зарплата в этом учебном году?
Зарплата уменьшилась из-за уменьшения ученико-часа
Зарплата увеличилась, так как повысился ученико-час
Увеличилась, но не за счет уроков – дали дополнительный функционал
С прошлого года ничего не изменилось
Всего проголосовало: 96
Текущий номер
Вероника Романова на своих уроках творит чудеса
номер 47, от 19 ноября 2019
Читайте в следующем номере «Учительской газеты»
Десятилетие оптимизации медицины признано неудачным. Нужно ли ждать подобных выводов по образованию? Отвечая на этот вопрос, член-корреспондент РАО Игорь Смирнов напоминает о существующих проблемах: обучение в две-три смены, рост числа учителей, работающих на две ставки, отсутствие в целом ряде школ теплых туалетов.
В Карелии детей с аутизмом обучили скалолазанию. Следующим этапом работы с ребятами станет апробация включения их во все виды внеурочной деятельности: сферу дополнительного образования, летнего и активного отдыха, досуга и неформального времяпровождения. Об обычной жизни необычных детей рассказывает Наиль Шабиев.
“Я чуть не заснула, пока читала “Капитанскую дочку”, – заявила восьмиклассница. Почему же современным школьникам неинтересно читать классику? Не потому ли, что она далека от их кругозора? Или дело в однобоком понимании книги? Учитель года Ярославской области-2016 Алексей Бутусов делится своим опытом решения проблемы.
В Москве методист школы запретила ученикам посещать туалет во время уроков. В Сосновоборске педагоги заставляли ребенка сменить прическу. Учителя периодически допускают столь бессмысленную жестокость по отношению к детям. В чем причина и как с этим бороться? Ответы знает педагог-психолог Кирилл Карпенко.
Наши приложения
14 марта 2017 года в 17:08 |
Родители могут следить за учителем. К сожалению, это законно
Запись, на которую они ссылаются, ужасна. Тот, кто ее слышал, знает. Впрочем, уже вчера появилось известие, что это компиляция. Учительница говорила это на разных уроках, а какие-то недоброжелатели записали и смонтировали это единым блоком. Впрочем, если учительница произносила хотя бы одну такую фразу за весь урок, это уже повод для размышления.
В данном случае важнее другое.
Почему родители стремятся первым делом выложить в интернет записи, которые свидетельствуют, что педагоги не всегда соблюдают профессиональную этику? Да потому что для них норма – замечательный учитель, мама для своих учеников. Когда родители сталкиваются с чем-то иным, это для них потрясение.
Сделанная ребенком из-под парты запись на телефон позволяет взрослым – впервые в истории – заглянуть в тайную «кухню» школы. Конечно, они не могут удержаться от желания подсмотреть за ней хоть одним глазком. И, конечно, они далеко не всё в ней понимают.
Каков их учитель с детьми, когда родители его не видят? Что происходит во время святая святых – таинства урока? Это для них загадка.
И вот некоторые родители (поколебавшись и посоветовавшись с друзьями из соцсетей) просят своих детей нажать на кнопочку «запись». И сделать это незаметно, в конце перемены…
Мнения родительской и педагогической общественности за последние дни разделились.
«Это не использование мобильных средств связи, а использование записи разговора без разрешения собеседника», – считает одна мама. «Нельзя детей привлекать к подлости!» – возмущается другая. «Значит, детей можно безнаказанно унижать?» – возражают им третьи. «У знакомых было подобное – из класса ушли трое или четверо детей, учитель остался. Остальные родители претензий не имеют, хотя запись слышали».
А есть и совсем жесткие мнения: «Донос у нас поощряется на государственном уровне. А дальше уже личное дело каждого…»
Вот что думает по этому поводу Анна Александровна Вавилова, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Лаборатории образовательного права МГПУ:
– Сразу оговорюсь: записи я не слышала, поэтому не могу оценить, похожа она на компиляцию или на запись урока «от звонка до звонка». Понять родителей, которые захотели услышать запись с урока, я могу: они – законные представители своих детей, фактически, защитники их прав. Поэтому они имеют право знакомиться с методами обучения и воспитания в школе, имеют право защищать права своих детей. Но достигнуть цели они могли бы другими способами, более безопасными с юридической точки зрения.
– Телефон был включен на запись, а учительницу об этом не предупредили…
– Телефон – частная собственность ребенка, пользоваться им в стенах школы разрешено. Поэтому, теоретически, он мог работать и в режиме записи. Школа – это не частная квартира педагога, в которой запись была бы незаконной. Но здесь возникает множество вопросов. Как быть с правами тех лиц, которые находились рядом во время записи? Могли быть нарушены, например, права одноклассников ребенка: а вдруг, пользуясь отсутствием или невниманием учителя, они решили бы обсудить какие-то вопросы своей частной жизни? Кроме того, где гарантии, что ребенок записывал только то, что происходит во время урока, а не факты, относящиеся к личной жизни окружающих? Тем самым он нарушал бы тайну переговоров. Несомненно, есть вопросы к факту публикации этой записи в соцсетях. То есть возникают нарушения, которые можно было бы назвать «процедурными».
– Значит, запись с урока не поможет родителям решить школьные проблемы своих детей?
– В беседе с администрацией школы – а родителям такая беседа предстоит – опираться на запись с урока, сделанную без предупреждения, несомненно, можно. Для родительской общественности это – повод обсудить со школой вопросы организации образовательного процесса. Для них не существенно, каково доказательное значение этой записи на гражданском судебном процессе. Важнее другое: педагог недопустимо вела себя по отношению к их детям. Остальное – дело руководителя школы: как решить вопрос с этим педагогом и при этом не нарушить права учеников. Необходимо помнить, что и родители могут понести ответственность за подобные действия. Это зависит от содержания записи. Если из нее очевидно, что педагог совершил аморальный поступок (например, применял психическое насилие), то процедурные вопросы (то, как была сделана эта запись, примут ли ее как доказательство в суде) должны отступить на второй план. Если же учитель просто разговаривал с детьми на повышенных тонах – это другое. Еще вопрос: не посчитает ли сам педагог, что его пытаются заведомо ложно обвинить в совершении преступления? Ситуация в данном случае неоднозначная.
– Можно ли уволить учителя на основании такой записи?
– Чтобы диктофонная запись была признана доказательством, надо соблюсти массу требований к порядку ее осуществления. Запись, сделанная при таких обстоятельствах – я сужу по известной мне информации – точно не может стать доказательством! А при увольнении педагога особенно важны доказательства его вины. Добавлю: запись на диктофон может НЕ стать формальным поводом даже для служебного взыскания к педагогу. Правовых последствий для учителя не возникнет именно потому, что запись не будет признана доказательством.
– Даже если все узнали голос учительницы?
– Конечно! Суд ориентируется на доказательства, и «узнали» в данном случае никак не решает многих вопросов; а вдруг это – монтаж? А вдруг просто похожий голос? А вдруг запись была сделана в иной обстановке (это не урок, а, например, школьный спектакль, в котором педагог разыгрывает сценку с ролью «злой учитель»)?
– Получается, что у директора школы не так уж много возможностей для действия?
– Директор должен предпринимать меры не только в том случае, когда у него на руках – неоспоримые доказательства, юридически признаваемые в рамках судебного процесса. Даже при отсутствии таких доказательств повышенное внимание такому учителю должно быть обеспечено. Каких-то общих рекомендаций тут быть не может: очень многое зависит от содержания записи, позиции педагога, родителей, детей из класса, даже самого класса. Одно дело запись, сделанная в классе из 25 человек в возрасте 16 лет, и совсем другое на уроке у первоклассников. (Чтобы восстановить обстоятельства происшествия, возраст учеников имеет ключевое значение). Если директор уверен, что запись – подлинная, он может провести с учителем разъяснительную беседу, самостоятельно проверить, как тот проводит уроки. Руководитель должен быть заинтересован в том, чтобы в его школе не работали такие педагоги. Многое зависит и от позиции самого учителя. Если он признает, что на записи – его голос, директор может убедить родителей, что такое больше не повторится. Педагог принесет им извинения, а школа организует онлайн-трансляцию с его уроков, чтобы доказать, что это был разовый случай. Если учитель и директор сомневаются в правдивости записанного (подозревают, что это – компиляция, монтаж, изменение голоса и т.п), значит, с одним классом у педагога возник неразрешимый конфликт. В таком случае у директора есть решение: передать класс другому педагогу.
– Родители спрашивают: можно ли на основании такой записи потребовать заменить учителя в классе?
– Родители могут требовать соблюдения законодательства в отношении их детей, настаивать на реализации всех своих прав (в том числе – права знакомиться с образовательным процессом для защиты прав детей). Но указывать администрации, какого педагога в какой класс выбирать для работы, они не вправе. Они могут обратиться к администрации школы с просьбой поменять учителя для своего класса, или перевести своего ребенка в другой класс. Это можно сделать в любой момент, по разным обстоятельствам и без всякой связи с подобными записями.
Запись на диктофон: шпионаж за учителем или право обучающихся?
консультация на тему
2 12 1407531.08.2017
Могут ли ученики записывать нас на диктофоны? Сразу скажу, что ответ – да, во время урока могут. И подчеркиваю, что желание записать урок должно принадлежать именно ученику, а не родителю. В данном ликбезе рассматриваются правовые основы аудиофиксации исключительно в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zapis_na_diktofon_shpionazh_ili_pravo_obuchayushchegosya.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Запись на диктофон: шпионаж за учителем или право обучающихся?
2 12 1407531.08.2017
Могут ли ученики записывать нас на диктофоны? Сразу скажу, что ответ – да, во время урока могут. И подчеркиваю, что желание записать урок должно принадлежать именно ученику, а не родителю. В данном ликбезе рассматриваются правовые основы аудиофиксации исключительно в образовательном процессе.
– Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ);
– Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) “О государственной тайне” (далее – ФЗ «О государственной тайне»);
– Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 “О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне”;
– Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ);
– Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) “Об образовании в Российской Федерации” (далее – ФЗ «Об образовании в РФ»);
– Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2016 N 35-КГ16-18 (далее – Определение ВС РФ).
А теперь правовое обоснование
Согласно ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
В статье 5 ФЗ «О государственной тайне» установлен исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну. Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 “О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне” дополнительно конкретизирует данные сведения. Вышеуказанные нормативные правовые акты я привожу только для того, чтобы лишний раз показать, что образовательный процесс в обычных школах, университетах и т.д. – это не секретная информация.
Все почему-то делают упор на положения ст.ст. 23, 24 Конституции РФ, согласно которым частная жизнь человека неприкосновенна, и данные о частной жизни данного человека нельзя использовать без его согласия.
В соответствии с ч.3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Возникает вопрос: «Я хочу фиксировать и записывать свою жизнь различными способами, в том числе учебные занятия на диктофон. А другие этого не хотят. Кто же нарушает чьи права? Одноклассники (одногруппники) нарушают мое право на сбор информации любым, не запрещенным законом способом, или я нарушаю их права, т.к. буду фиксировать «кусочек» их жизни?»
Можно долго спорить, кто прав в данной ситуации, но Определение Верховного Суда РФ поставило точку в этом споре. Для наглядности привожу выдержку из него: «…По мнению апелляционной инстанции, запись разговора между истицей и ответчицей была сделана первой без уведомления о фиксации разговора, а потому такая информация получена помимо воли Шишкиной (Белан) Е.С., что недопустимо в силу вышеприведенной нормы закона. При этом не было учтено, что запись телефонного разговора была произведена одним из лиц, участвовавших в этом разговоре, и касалась обстоятельств, связанных с договорными отношениями между сторонами. В связи с этим запрет на фиксацию такой информации на указанный случай не распространяется…».
Более того пп.6 п.2 ст. 29 ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает, что образовательные организации обеспечивают открытость и доступность иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Т.е. перечень данной статьи не является закрытым и может быть расширен по решению образовательной организации.
Если ученик внаглую ведет видеосъемку на телефон или иным образом мешает вести учебное занятие, то он нарушает свои обязанности, предусмотренные ст. 43 ФЗ «Об образовании в РФ», и тут педагог имеет полное право сделать замечание, провести профилактические беседы, вызвать родителей в школу и т.д.
Но для описанных выше действий нужен факт нарушения дисциплины. А какое нарушение дисциплины может быть, если телефон лежит в кармане, ведет аудиофиксацию, но ученик при этом выполняет все требования образовательного процесса (осваивает программу, выполняет задания педагога и т.д.). Единственную реальную причину беспокойства педагогов тем, что их уроки записывают без их ведома, вижу в том, что они используют время урока не по назначению. Рассказывают о даче, своих детях, и любых других вещах, которые никак не относятся к заявленной теме урока. Да, бывают ситуации, когда ученики утомлены, и их надо немного разгрузить диалогами на отвлеченные темы, но есть педагоги, которые явно злоупотребляют посторонними темами. Или другая ситуация, когда педагог позволяет себе во время учебного занятия много лишнего (кричит на детей, всячески унижает, использует матерные слова и т.д.).
В любом случае, если вы ведете учебное занятие добросовестно и действительно вкладываете новые знания в светлые головы детей, то вам вообще без разницы, кто записывает ваши занятия. Да и записывать будут только тех, кого интересно слушать (или есть за что наказать).
Есть опасность того, что слова педагога могут быть вырваны из контекста. В качестве примера приведу вымышленную ситуацию:
Знаменитый учёный в интервью: “Все мои суждения бессмысленны, если они вырваны из контекста”.
На следующий день в газете:
” Великий учёный признался: “Все мои суждения бессмысленны”.
Надеюсь, смысл понятен.
Таким образом, чтобы не опасаться, что ваши слова на учебных занятиях будут вырваны из контекста и неверно интерпретированы, то ведите аудиофиксацию САМИ. Тогда вы всегда себя сможете защитить и получить моральное удовлетворение от наказания того человека, который пытался вас опорочить.
Тут есть еще один положительный момент: прослушивая сами себя, можете поработать над слабыми моментами урока и т.д.
Подводя итог ликбезу, выводим следующие критерии легальности, скрытых форм фиксации:
– Предупреждать о фиксации своей жизни человек не обязан;
– Фиксация должна быть направлена на сбор информации О СВОЕЙ ЛИЧНОЙ жизни;
– Фиксация должна происходить для личного использования (повторение с помощью аудиозаписи темы уроков и т.д.);
– Нельзя каким -либо способом фиксировать информацию, ограниченную законом (государственная, служебная и иные тайны).
В качестве бонуса:
Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Но это больше относится к ситуации, когда вы в частной беседе рассказываете другу (подруге) очень важный секрет, сто тысяч раз просите его (её) никому не говорить, а он (она), чтобы вам отомстить, публикует запись в сети. Прослушивать запись дома для себя он (она) имеет право, а вот публиковать без веских причин – нет. Это можно применить в ситуации, когда происходит фиксация диалогов на перемене.
Источник – проект “Юрист для учителя”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок 5 класса “Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука”.
Данный урок входит в раздел “Технология изготовления швейного изделия” по программе 7-го класса. На занятиях учащиеся продолжают изучать правила снятия мерок, учатся правильно измерять фигуру человека.
В материале указываются признаки, причины появления запаха в лаборантской, а также действия учителя или лаборанта по устранению этих запахов. Материал заинтересует, в первую очередь, учителей химии и.
Разработки уроков по религии, трудовому праву, семейному праву, коррекционные приёмы.
в личных сообщениях жду данные о желающихФИО местоработы год рождения и стаж на 01.09.2015.
Публичное представление собственного инновационногопедагогического опыта учителя основ праваМОБУ «Центр образования» Городского Округа «город Якутск»Саввиновой Елены Дмитриевны.
Статья содержит практический опыт коррекционной работы на на уроках чтения. .
Можно ли записывать учителя на диктофон? Правовые рекомендации
Наличие гаджетов и их использование во время уроков является интересным моментом современного образовательного процесса. Например, возникает вполне законный вопрос, а вправе ли ученики делать аудио- или видеозаписи по ходу занятий? Да, но при условии, что инициатором процедуры фиксации выступает именно учащийся, а не его родители. В этой статье описаны правовые основы аудио- и видеофиксации в процессе обучения.
Законодательная база
При рассмотрении вопроса о правомочности видеозаписи урока необходимо изучить следующие документы:
– Конституцию Российской Федерации (далее – Конституция РФ);
– Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ);
– Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) “О государственной тайне” (далее – ФЗ «О государственной тайне»);
– Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) “Об образовании в Российской Федерации” (далее – ФЗ «Об образовании в РФ»);
– Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 “О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне”;
– Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2016 N 35-КГ16-18 (далее – Определение ВС РФ).
Государственная тайна
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый человек вправе свободно искать, получать, передавать, производить и распространять данные любым способом, не запрещенным законодательно. Список сведений, представляющих собой государственную тайну, определен федеральным законом.
В ст. 5 ФЗ «О государственной тайне» приведен исчерпывающий перечень данных, считающихся государственной тайной. Упомянутый указ Президента РФ дополнил данный список.
Из указанных документов понятно, что, что образовательный процесс, осуществляемый в обычных школах, сузах, вузах и т.д. не несет в себе секретной информации. Соответственно запрещать запись на уроке по данной причине нельзя.
Неприкосновенность частной жизни
Ряд педагогов при решении вопроса о допустимости видеосъемки апеллируют к положениям ст. 23 и ст. 24 Конституции РФ, в которых прописано, что частная жизнь человека неприкосновенна, и какие-либо данные о ней нельзя использовать без его согласия.
Также упоминается и ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, провозглашающий принцип того, что осуществление прав и свобод человека не должно приводить к нарушению прав и свободы других лиц.
При видеосъемке возникает конфликт интересов:
оператор хочет сделать запись и это его право на сбор информации, которое в случае запрета на съемку будет нарушено;
одноклассники и учитель не желают, чтобы их снимали. Тогда продолжение записи нарушит уже их права на неприкосновенность частной жизни.
Данная проблема была разрешена Верховным Судом РФ. Согласно его определению несмотря на отсутствие уведомления других лиц о выполнении записи, поскольку фиксация производится одним из участников процесса и связана с отношениями, возникшими между сторонами, то запрет на подобные действия не распространяется.
Также в пп. 6 п.2 ст. 29 ФЗ «Об образовании в РФ» прописана обязанность образовательных организаций обеспечивать открытость и доступность иной информации, что обнародуется по решению образовательной организации и (или) что должна быть опубликована в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это значит, что перечень, приведенный в данном документе, является открытым и может быть расширен по решению образовательной организации.
Права педагогов
Если же несмотря на запись урока нарушения дисциплины нет, учащийся выполняет все требования образовательного процесса (осваивает программу, выполняет задания педагога и т.п.), то повода для запрета нет.
Фиксация урока неудобна педагогам, злоупотребляющим разговорами на посторонние темы, допускающими некорректное обращение с учениками. В прочих случаях поводов для беспокойства нет, да и фиксировать уроки будут только у тех учителей, чьи занятия интересны.
В качестве предупредительной меры педагог вправе сам делать запись урока. Это поможет и самосовершенствованию, ведь просмотрев, прослушав материал, можно обнаружить некие недочеты, и защите, если вдруг возникнет ситуация, когда слова учителя будут вырваны из контекста в попытке опорочить его.
Резюме
Выводы: предупреждать о ведении записи ученики не обязаны, но цель ее может быть только сбор информации о своей личной жизни, а также для личного пользования, например, для повторения уроков. Фиксация сведений, относящихся согласно закону к гостайне, запрещена.
Важно: в соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ запрещено осуществление гражданских прав исключительно с целью причинения вреда другому лицу, действия в обход закона с противоправными намерениями, а также иная заведомо недобросовестная реализация гражданских прав, то есть злоупотребление правом.
Это применимо к ситуациям, когда в частной беседе рассказывается очень важный секрет, о котором просят никому не говорить, а собеседник, чтобы отомстить, публикует запись в сети. Слушать запись сам записавший может, а вот публиковать ее без веских (и законных) причин – нет. Это стоит знать, например, при попытках фиксации диалогов на перемене.
{SOURCE}