В чем отличие фгуп от фгбу

Реорганизация ФГУП

Реорганизация ФГУП в АО разрешена действующим законодательством и проходит в установленном порядке. В силу различных обстоятельств юридическое лицо может сменить организационно – правовую форму. Под реорганизацией понимается смена гражданского состояния юридического лица, которая производится по решению учредителей.

Под аббревиатурой «ФГУП» понимается юридическое лицо, осуществляющее коммерческую деятельность и не имеющее права собственности на имущество, которым распоряжается. Процесс реорганизации значительно меняет правовой статус предприятия.

Реорганизация унитарного предприятия

Закон допускает несколько видов реорганизации для унитарного предприятия, а именно:

  1. Выделение из одной независимой организации, или нескольких организаций.
  2. Слияние предприятий.
  3. Разделение предприятия на две, или более независимых организаций.
  4. Преобразование в юридическое лицо иной организационно-правовой формы.
  5. Присоединение одного предприятия к другому.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Онлайн чат снизу справа, юрист консультант всегда на связи

Бесплатная горячая линия
8 800 511 38 27
(Москва и регионы РФ)

Помощь юриста на странице бесплатной юридической консультации

Сегодня распространена практика перевода государственной собственности в частную. Преобразование унитарного предприятия в АО проходит с учетом требований закона о приватизации. В процессе изменения правового статуса к обществу переходят все права, имеющиеся у ФГУП и все его обязательства, на основании и в соответствии со специальным документом – передаточным актом.

Решение о преобразовании ФГУП, в соответствии с законом, принимает его собственник. В случае с ФГУП право собственности имеет государство, в лице которого выступает государственный орган, само ФГУП имеет ограниченное вещное право на свое имущество.

Реорганизация унитарного предприятия проходит на основании заранее составленного плана приватизации, которым определены сроки, порядок, условия изменения юридического статуса.

Состав приватизируемого имущества ФГУП указывается в передаточном акте, уставной капитал будущего общества равен стоимости активов, закрепленных передаточным актом. В результате изменений права на имущество ФГУП государство теряет, но получает права на ценные бумаги созданного общества.

Устав АО утверждают органы по управлению имуществом, также органом управления проводится государственная регистрация реорганизации. Одновременно с принятием устава избирается наблюдательный совет, выбирается председатель, определяются члены ревизионной комиссии. Прекращается официальное существование ФГУП в момент государственного признания акционерного общества путем его регистрации.

Требования к реорганизации ФГУП в АО

Преобразование проходит в установленном порядке, с условием строгого соблюдения требований закона. Обязательными условиями реорганизации являются:

  1. Уведомление налоговой службы об изменения правового статуса.
  2. Уведомление о перемене правового статуса ФГУП всех его кредиторов письменным сообщением.
  3. Сообщение о реорганизации и преобразовании в АО в официальном печатном издании.

Путем преобразования вместо ФГУП появляется акционерное общество с разделенным на акции уставным капиталом. При образовании АО происходит размещение акций, причем этот процесс проходит одновременно с реорганизацией. Порядок размещения утвержден действующим на территории РФ гражданским и финансовым законодательством.

Процедура размещения проходит в несколько этапов:

  1. Принятие решения о размещении акций уполномоченными лицами.
  2. Утверждение и оформление решения о выпуске акций.
  3. Регистрация размещения ценных бумаг государственным органом.
  4. Размещение акций.
  5. Подведение итогов мероприятия посредством составления отчета и передача в регистрирующую инстанцию сообщения о результате выпуска.
  6. Решение о выпуске акций принимается и подписывается исполнительным органом.

Размещение ценных бумаг созданного в результате реорганизации общества осуществляется в день официальной регистрации образованного юридического лица. Акции приобретаются Российской Федерацией, государство становится их единственным собственником.

Уполномоченный орган регистрирует выпуск ценных бумаг и отчет об их выпуске. Для официальной государственной регистрации в инстанцию необходимо предъявить документы:

  1. Заявление о выпуске бумаг, заполненное в установленном порядке.
  2. Окончательное принятие решения о выпуске.
  3. Анкета организации, выпускающей ценные бумаги.
  4. Документ, которым подтверждена официальная регистрация этой организации.
  5. Копии из протоколов собрания органа управления, посвященного выпуску ценных бумаг юридическим лицом.
  6. Устав.
  7. Расчеты стоимости активов организации.
  8. Квитанция об оплате госпошлины.
  9. Опись пакета документов.
  10. Иные документы, в случае необходимости.

Реорганизация ФГУП в АО – процесс довольно сложный с юридической точки зрения, для ее проведения целесообразно обратиться к специалистам.

Унитарное предприятие

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.

Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

Читать еще:  Через сколько времени после призыва приводят к присяге?

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Типы унитарных предприятий

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),

государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);

муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность – это специфическая форма организации деятельности, которая характеризуется следующими признаками:

создание юридического лица с помощью выделения собственником определенного имущества;

сохранение за учредителем права собственности на передаваемое имущество;

закрепление имущества за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

неделимость передаваемого имущества;

наличие единоличного органа управления.

Основные причины создания унитарных предприятий

К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:

осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение отдельных производств, работающих с убытком;

осуществление деятельности по решению целого ряда социальных задач, в том числе реализации отдельных товаров, работ и услуг по минимальным ценам;

необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена.

Цель деятельности унитарных предприятий

Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).

Учредительные документы унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Устав унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.

Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.

Уставный фонд государственного унитарного предприятия

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

Имущество унитарного предприятия

К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:

При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом , производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные законодательством действующие ограничения.

При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.

Источники формирования имущества унитарного предприятия

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;

другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;

прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;

полученные кредитные и заемные средства;

начисленные суммы амортизационных отчислений;

осуществленные предприятием капитальные вложения;

полученные дотации из бюджета;

дивиденды (доходы), подлежащие уплате хозяйственными обществами и товариществами, в уставных капиталах которых есть доля предприятие;

Читать еще:  Как правильно пронумеровать и прошить домовую книгу?

добровольные взносы и пожертвования от организаций и граждан;

иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе, например доход от операций сдачи имущества в аренду.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Преобразование ФГУПов в бюджетные учреждения приведет к снижению доходов федерального бюджета

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка осуществления полномочий собственника имущества подведомственных Федеральному агентству научных организаций федеральных государственных унитарных предприятий в годах и истекшем периоде 2017 года».

Объекты: Федеральное агентство научных организаций (г. Москва); Федеральное государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное управление Российской академии наук» (г. Москва); Федеральное государственное унитарное предприятие рисоводческий племенной завод «Красноармейский» имени А.И.Майстренко (Краснодарский край, п. Октябрьский).

С докладом выступил аудитор Максим Рохмистров.

Общая сумма доходов федерального бюджета в виде части чистой прибыли подведомственных ФАНО России ФГУП в проверяемом периоде составила 1,625 млрд руб. При этом задолженность по ее перечислению на 1 июля 2017 года составляла 255 млн рублей, или 16% от суммы начислений.

Указанная ситуация обусловлена не только недостатками администрирования со стороны ФАНО России, на ее эффективность влияет применяемый агентством алгоритм установления выплат стимулирующего характера руководителям ФГУП. «Он не только не учитывает результаты достижения предприятием показателей экономической эффективности и личный вклад руководителя, но и позволяет осуществлять их премирование в условиях недостижения запланированных показателей», — отметил аудитор.

Так, ФАНО России приняло решение о премировании руководителей ФГУП, имеющих «нулевые» и плановые, и фактические значения показателя по перечислению в бюджет прибыли. Руководители 26 предприятий также подлежат премированию по результатам 2016 года, несмотря на наличие дисциплинарных взысканий за неперечисление части чистой прибыли.

Анализ распределения ФАНО России подведомственных ФГУП по целевой функции показывает, что сохранение предприятий в своем ведении ФАНО России обусловливает либо его стабильным финансово-хозяйственным положением, либо значительными офисными площадями, а не вовлеченностью имущественного комплекса предприятия в научную деятельность.

В количество подведомственных ФАНО России ФГУП сократилось на 17 единиц со 184 до 167, из которых 8 ФГУП реорганизовано в форме преобразования в ФГБУ. Планируется к преобразованию еще 43 ФГУП. Процесс массовой реорганизации ФГУП путем их преобразования в ФГБУ с дальнейшим присоединением к научным центрам означает вовлечение в состав научных организаций не ведущих научную деятельность коммерческих организаций — ФГУП — путем полной интеграции не предназначенного для ведения научной деятельности имущества.

Если опытно-производственные хозяйства, объединяемые в составе научных центров, действительно, в незначительных объемах осуществляют научное обслуживание, то ФГУП, основным видом деятельности является предоставление эксплуатационных, коммунально-бытовых и иных услуг на конкурентных рынках, находясь в системе научных организаций, выполняют совсем не свойственные унитарным предприятиям функции: например, функции по размещению органов власти и государственных организаций, что является исключительным полномочием Росимущества.

ФГУП, имеющие наиболее высокие показатели чистой прибыли и, соответственно, крупнейшие плательщики данного вида дохода в федеральный бюджет либо уже преобразованы в ФГБУ, либо планируются к преобразованию.

Совокупная чистая прибыль планируемых к преобразованию ФГУП в 2015 г. составляла 51%, в 2016 г. — 69% всей чистой прибыли подведомственных ФАНО России ФГУП.

В финансовом результате 2015 г. (последний год перед запущенной ФАНО России массовой реорганизацией) совокупная чистая прибыль ФГУП, участвующих в ней, составляла 2,3 млрд руб., или 85%. В сопоставимом объеме по завершении реорганизационных процессов будут снижены и доходы федерального бюджета.

Помимо выпадающих доходов федерального бюджета, это несет и риски увеличения расходов федерального бюджета в связи с повышением объемов финансирования государственного задания подведомственных ФАНО России учреждений.

Основной объем средств, который составляют средства от приносящей доход деятельности, после преобразования крупных и прибыльных ФГУП в бюджетные учреждения будет расходоваться в рамках Федерального закона № который является более «демократичным» по отношению к заказчику, поскольку определяет только основные подходы к осуществлению закупок и предоставляет право заказчикам самостоятельно определять порядок их осуществления.

В завершение следует напомнить, что помимо перечисленных аргументов, инициированная и реализуемая ФАНО России массовая реорганизация подведомственных ФГУП в бюджетные учреждения не соответствует задаче планомерного сокращения участия государства в экономике.

Читать еще:  Имеем ли мы право держать в общем межквартирном коридоре шкаф?

Согласно госпрограмме «Управление федеральным имуществом» данная задача должна решаться не только путем сокращения количества ФГУП, но и оптимизацией состава иных федеральных организаций, в том числе учреждений.

Данные выводы подтверждают результаты проверки хозяйственной деятельности двух ФГУП в рамках контрольного мероприятия, которые предлагаются ФАНО России к преобразованию в бюджетные учреждения: ФГУП рисоводческий племенной завод «Красноармейский», как основная опытная площадка ВНИИ риса, и ФГУП «ЖКУ РАН», как организация, оказывающая услуги по размещению (оператор на рынке недвижимости).

В ходе проверки установлено, что ФГУП «Красноармейский» является финансово устойчивым, высокорентабельным сельскохозяйственным предприятием. ФГУП стабильно обеспечивает порядка четверти всех поступлений подведомственных ФАНО России предприятий в доход федерального бюджета. Основным доходным направлением деятельности предприятия является производство товарного риса, а семенами риса на 98% ФГУП обеспечивает себя самостоятельно.

Из 11,5 гектаров посевных площадей под опытно-производственные цели ежегодно используется не более 1%. Количество исследований, ежегодно проводимых на базе ФГУП «Красноармейский», не превышает восьми работ. При этом предприятие без согласования с Росимуществом и ФАНО России осуществляло крупные сделки по предоставлению финансовой и иной помощи.

Вместе с тем по указанию ФАНО России в 2016 г. ФГУП оплатил участие и организацию стенда Агентства на выставке «Золотая осень — 2016», проходившей на территории ВДНХ.

Кроме того, проверкой выявлено 17 фактов нарушения порядка согласования крупных сделок, предоставление для проживания комнат в общежитии, без включения объекта в специализированный жилищный фонд, использование без правовых оснований объектов недвижимости.

Абсолютным лидером по количеству нарушений является ФГУП «ЖКУ РАН».

73 жилых помещения площадью более тыс. кв. метров в нарушение законов об унитарных предприятиях, об оценочной деятельности, о защите конкуренции предоставлялись по договорам найма без согласования с учредителем и представителем собственника федерального имущества, оценки и торгов, по заниженной стоимости. 66 из них в нарушение Закона о государственной регистрации недвижимости зарегистрированы не были.

В нарушение требований Жилищного кодекса 17 жилых помещений были предоставлены по договорам найма служебного жилого помещения без включения их в специализированный жилищный фонд, а в 7 из них проживают граждане, утратившие трудовые связи с предприятием.

Нежилые помещения площадью 11 тыс. кв. м. не вовлечены в хозяйственный оборот, из которых более пяти тыс. кв. м находится в городе Москве (1 600 кв. м освобождены более 5 лет назад).

Помещения площадью почти 9 тыс. кв. м. переданы в аренду со значительным количеством нарушений законодательства об оценочной деятельности и защите конкуренции.

В состав имущества ФГУП «ЖКУ РАН» входят гостиницы — дома аспирантов и стажеров. При равных условиях преимущества при предоставлении номера гостиницы имеют докторанты, аспиранты, стажеры научных учреждений.

Однако из общего количества койко-мест в двух гостиницах в период проверки была свободна почти половина, занято аспирантами, докторантами, стажерами только 16%.

В целом, количество койко-мест, занятых аспирантами, докторантами, стажерами, снизилось проверяемом периоде более чем в 2 раза.

Обладая значительным имущественным комплексом, явно избыточным для размещения научных сотрудников, ФГУП «ЖКУ РАН», не только сам имеет неудовлетворительные показатели финансово-хозяйственной деятельности, но и косвенно снижает их у других подведомственных ФГУП ФАНО России, являясь их заемщиком.

Согласно проекту преобразования ФГУП «ЖКУ РАН» в бюджетное учреждение предприятие оценивает затраты на финансовое обеспечение государственного задания после реорганизации в размере 327 млн рублей в год, что подтверждает выше заявленные риски.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представления в ФАНО России, ФГУП «ЖКУ РАН», ФГУП «Красноармейский», обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, информационные письма в Правительство и в ФАС России, а также отчеты — в палаты Федерального Собрания.

Справочная информация:

Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий», постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия».

Источник: сообщение пресс-службы Счетной палаты РФ

{SOURCE}

Ссылка на основную публикацию